— 51 — там для прибыли царской нашими правителями разрешалась торговать вином: во-первыхъ—прибыль, а во-вторыхъ—обессилить иноплеменное население. Моя мысль, я думаю, верна, хотя я не историк. Так что борьба с алкоголем для нас, представителей народа, Государственной Думе, не должна быть новостью, и она пугать нас не должна: Здесь духовные отцы говорили много кое-чего из жизни, но меня только одно удивляет, что я от них не слыхал ни слова из Святого Писания. Святое Писание говорит: «не упивайся вином, в нем есть блудъ». «Пьяница Царствия Божия не наследуетъ». «Всякий пьяница обнищаетъ». «И вот вам мое завещание: не иметь в доме своем не только мина, но и посуды винной», говорит преподобный Сера-рафим Саровский. Это учители церкви, святые пастыри так говорят, но и наши писатели, и великие умы и медики говорят то же самое. Захарьин, этот знаменитый европейский медик, говорит: «Как подумаю я о народном пьянстве, то страшно становится за будущность России». А гр. Толстой? Этот мировой ум, такой ум, которые только веками родятся и то не каждое столетие могут быть, и он говорит: «Только абсолютным воздержанием от спиртных напитков наша интеллигенция может излечить себя и народ от пьянства, а проповедь умеренного потребления есть одна лишь пустая забава». Некрасов, наш русский знаменитый стихотворец, то же говорит, и у него есть стихотворение, которое к нам применимо: «Убогая и нарядная» (Читает): «Позовем-ка ее да распросим: «Как дошла ты до жизни такой?» «Не длинен и не нов рассказ: «Отец ея, подъячий бедный, «Таскался писарем в Приказ, «Имел порок дурной и вредный: — «Запоем пилъ—и был буян, «Когда домой являлся пьянъ». | — 52 - Подумать надо об этих вещах. Но всего ха-рактернее в стихотворении нашего писателя гр. Алексея Толстого, нашего стихотворца, который говорит (Читает): «Стучат и расходятся чарки, «Рекой бушует вино, «Уносит деревни и села «И Русь затопляет оно... «Дерутся и режутся братья, «И мать дочерей продает, «Плач, песни, и вой, и проклятья— «Питейное дело растетъ!»... Все это, приведенное мной, заставляет меня убедиться, что я не один так думаю, не одним моим скудным умом, а великие мыслители, которые тысячу лет назад жили, и их будут еще долго помнить, в особенности учителя и проповедники христианской церкви. Не могу не обратить внимания на учителей других исповедании: Будду и Могомета; эти люди жили тысячу лет назад, и народ чтит их и верит их учению. Ни один из этих великих людей не говорит, что вино пользу приносит. Так вот, господа, все эти борьбы, которые могут показаться вам неправильными и заставить назвать меня чуть ли не полицейским чиновником, я их, эти меры буду отстаивать. Теперь еще не могу не указать, что нужно бороться с таким злом и потому, что через отраву алкоголем являлись новые сословия: в городах - босяки, а в деревнях — старые черти, как теперь отца с матерью называют. Предыдущий оратор говорил, что он на каникулы приезжает в деревню и видит там народ, но вы, которые все время в деревне живете, вы видите всегда этот народ, и вам известно, что готовит босяков и превращает отцов и матерей в «старых чертей» безусловно пьянство, от которого народ ослаб. И что |