Бородинъ Д.Н. Итоги работъ Перваго Всероссійскаго съѣзда по борьбѣ съ пьянствомъ. СПб.:Виленчикъ, 1910 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 190   >>>

  

ПИ) —

В Швеции основной принцип готтенборгской системы, , именно—устранение личной выгоды при розничной продаже водки строго не соблюдается и продавцы, кроме жалованья, получают известный процент с выручки и торгуют пивом в свой пользу. Затем акционерное общество в Гогтенборге стало уклоняться от непосредственной продажи водки и часть питейных заведений стало сдавать в аренду. Несмотря на эти пробелы, все же и )> Швеции потребление водки, со времени введения Готтенборгской системы, сократилось на половину. Акционерные общества Швеции и Финляндии (Bolag), в руках которых сосредоточились все места продажи водки, несомненно оказали громадное влияние на это понижение потребления. Вместе с тем нельзя не отметить того факта, что с уменьшением потребления водки, в Швеции увеличилось потребление пива.

Потребление спиртных напитков, особено в Норвегии, с каждым годом идет к понижению. В общем итоге получилось, что в городах одно питейное заведение приходится на 250 жителей, а вне городов одно на 6,000. Новая, так называемая „готтенборгская система продажи вина", всецело обязанная трудам и энергии Визельгрена. Она же, с некоторыми изменениями применяется и в Финляндии.

Сопоставление названных двух системъ—монопольной и готтенборгской, не могут, казалось бы, вызвать какое либо сомнение; в решении вопроса—какая из названных систем скорее может воздействовать на отрезвление населения.

Соображение, что казенная монополия делает промысел более устойчивым, не давая в нем возникнуть спекуляции и предохраняя его от кризисов, не говорит вовсе в пользу монополии, так как оно обусловливается заменой частной инициативы правительственной регламентациею, что давным-давно уже признано вовсе нежелательным.

Соображение, что сосредоточение в руках государства известных промыслов, может содействовать разрешению социального вопроса, путем лучшого обезпечения быта рабочих, имело бы значение только в том случае, если бы все промыслы были сосредоточены в руках государства, а этого едва-ли желал бы самый ярый социалист.

Вообще в организации хозяйственной части казенной винной монополии замечаются, как показал опыт, значительные пробелы и недочеты. Достаточно вспомнить, как поспешно строились казенные винные склады, а засим оказалось, что выгоднее провозить спирт издалека, тем содержать дорого стонущую администрацию складов, и много складов вскоре пришлось закрыть. Расходы по казенной продаже питей также слишком велики.

I О I

Наконец, нельзя согласиться и с тем, что там, где самые jnycbi потребителей бывают направлены во вред их здоровью, ииапр- ПРИ потРеблении спиртных напитков, государство может и Должно регулировать потребление, так как потребители являются $есь „в положении действующих не в полном разумении, и ^государстве лежит обязанность заботиться о нихъ". Не значит «и это требовать от государства слишком многого и поздоровится^ опекаемым от таких забот о них правительства?

Впрочем, регулировать потребление таких предметов можно (помимо монополизировать их казной.

Не лишним считаем привести, в заключение, интересный отзыв о монополиях покойного министра финансов Н. X. Бунге. Еще в 1886 году министерство приступило к разработке вопроса

о винной монополии и собирало относящияся к нему данные, но тогда министр „не осмеливался11 утверждать, чтобы винная монополия была полезна.

„Винная регалия существовала в России не раз, и при графе Канкрине была окончательно отменена, вследствие деморализации, внесенной ею в управление питейными сборами, а также и уменьшения доходовъ". По мнению покойного министра, „сомнительно, чтобы казенная монополия увеличила финансовые рессурсы, обратив прибыли настоящих продавцов хлебного вина в доход казны". При казенной монополии потребуются большия хозяйственные издержки, а та доля прибыли, которая извлекается ныне торговцами, посредством злоупотреблений, „в казну", конечно, не поступит и может сделаться только достоянием тех агентов правительства, которые не оправдают доверия.

Достигнуть увеличения дохода от реформы, в питейном деле возможно, как нам кажется, путем привлечения к ближайшему участию в этом деле земским и городских учреждений; в таком случае, возможно установить без всякого ущерба для народной нравственности продажу казенного вина на комиссионных началах и местами ввести готтенборгскую систему продажи питей.

Во всяком случае, для сериозных экономических успехов, нам недостает собственной работы, своего ума и своей энергии. Правительство может тут помочь всего более школой. В остальном следовало бы пожелать, чтобы правительственные меры как можно меньше мешали личной энергии и самодеятельности, пока та и другая не выходят их рамок закономерного проявления. Поменьше опеки в сфере частной деятельности—побольше простора дли личной предприимчивости.

В прениях приняли участие:

Л. Б. Скаржинсний. Министерство идет навстречу желанию народа, давая ему водку. Пьянство не зависит от системы продажи. Си-