8 к попечительствам о народной трезвости, к просветительным различным ученым обществам, к городам, земствам, губер ским и уездным, к высшим учебнымь заведениям и к ра л и ч н ы м г о с у д а р с г в е н и ы м учреждения м . По утверждении организационным комитетом общого гилаи организации Съезда и программы занятий, Исполнительная Комисси усиленная в составе своем г.г. секретарями: Г. И. Дембо, М. Котельниновым и И. В. Сатином, спешно взялась за работу п осуществлению всех намеченных вопросов практического и техш ческого характера по организации съезда. Одновременно начались и работы секций. В последовательных заседаниях 3-й секции, которые собирались весной и осенью 1909 в квартире Д. Н. Бородина, принимали участие: Д. Н. Бородин, ПИ Д. Еньн И. С. Клюжев, Епископ Митрофан, прот. П. А. Миртов, Д. П. Никольскии Е. А. Чебышева,-Димитриева, А. Н. Эбергардт. прот. П. Н. Лахотский, К. II Патнанов, М. Г. Котельнинов, свящ. М. Галкин и Н. П. Студенцов. В этой III секции выработаны были следующия программы: I. По борьбе с пьянством при участии женщин. Роль женщины в борьбе сь пьянством в связи с ея пра вовым положением. Роль женщины в борьбе с пьянством, как матери, семья пинки, общественной деятельницы, воспитательницы. Пропаганда вреда пьянства среди женщин в крестьянской и фабричной среде. Роль женщины в борьбе с алкоголизмом в связи с вы рождением. Роль женщины в борьбе с укоренившимися питейнымѵ обычаями. II. Борьба с пьянством при посредстве духовенстваИсторический очерк участия духовенства в борьбе с пьянством Основные задачи духовенства в борьбе сь пьянствомъ—содействовать всеми мерами к изменению мировоззрения на вред алкоголя и тем создать противо-алкогольное движение в народе. Соответственная к этому подготовка в семинариях, путем введения в программу воспитания и обучения курсов трезвости. Бытовые условия и мировоззрения народа на пьянство. Меры и способы: проповедь с церковной кафедры, в школах, в попечительствах, в обществах трезвости, в частной жизни, при требо-исправлениях и др. случаях. В епархиальном органе должен быть особый отдел, посвященный обзору того, что делается для борьбы с пьянством, что должно делаться и какия для того данные выработаны наукой. Организация в каждом блогочинии особого комитета трезвости, который бы руководил борьбой с пьянством. | О — Независимо от сего в борьбе с пьянством духовенство должно прибегать и к мерам культурно-просветительным: Чтение с туманными картинами. Введение курса протииоалкогольного преподавания. Издание учебников для начальных школ. Устройство библиотек, показных картин и порайонных съездов для обсуждения и выработки общих начал для борьбы с пьянством кульгурно-просветительными и иными мерами. Признавая важным фактором в борьбе с пьянством улучшение экономических условий жизни народа, в задачу духовенства должно входить широкое содействие в изменении существующих отрицательных сторон экономической жизни населения, и с этой целью необходимо предоставить духовенству: Участие в целях отрезвления населения при посредстве организации ссудо-сберегателыиых касс, кредитных товариществ, складов, истребительных лавок и т. п. В числе вопросов, которые могут заинтересовать съезд, желательно было бы получить от духовенства: Статистическия данные о значении зарока на абсолютное воздержание. Как относится народ к правительственным приговорам и к борьбе с корчемством и какия меры законодательного характера желательно ввести, как нормы, способствующия к понижению потребления алкоголя. Желательно, чтобы отдельные общества трезвости объединены были во всероссийское братство церковных общест в трезвости. III. По вопросу о борьбе с пьянством при посредстве учителей и вообще педогогического персонала.О преподавании в школах. Организация специальных курсов для гг. учителей и учительниц. Соответствующая всесторонняя научная подготовка учительского персонала с вопросом о значении алкоголя и о вреде его для организма. Широкое участие учительниц и учителей во всех общественных организациях, преследующих задачи отрезвления народа. Устройство в больших центрах и фабричных городах особых воспитательных учреждений, как-то: детские дворцы, собрания детей, аудитории для чтений и игр, садов, мастерских с отделениями классов трудолюбия, часовень для религиозного воздействия, яслей и др. общественно-воспитательных организаций и патрона-тов для детей. Устройство детских обществ трезвости и соответствующее изменение законодательства в целях изменения условий, задержи- |