В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 140   >>>

  

— 140 —

Тард, или же возможны и самостоятельные действия толпы без всяких вожаков, как утверждают его противники; во всяком случае несомненно, что действия толпы в значительной мере обязаны внушению и взаимовнушению, часто даже сводящемуся к простому подражанию.

Таким образом в зависимости от характера внушения толпа, доступная по своему умственному уровню нравственным идеалам христианского учения и в тоже время сохранившая в себе еще остатки дикой грубости нравов, способна проявлять возвышенные и блогородные стремления или наоборот низменные и грубые инстинкты. В этом именно и проявляются характеристическия особенности в действиях толпы.

Не подлежит вообще никакому сомнению, что объединенные известной мыслью народные массы ничуть не являются только суммой составляющих их элементов, как иногда принимают, так как здесь дело не идет об одном-только случайном объединении, но о психическом объединении, поддерживаемом и укрепляемом главнейшим образом, блогодаря взаимовнушению. С этим вместе активность отдельных элементов толпы усиливается до наивысшей степени и при полном психическом объединении вся толпа может действовать, как один человек, двигаясь, как одно огромное социальное тело, объединенное одним общим настроением и одними и теми же чувствами и мыслями. Но как легко толпа приходит в возбужденное состояние, делаясь в высшей степени активной, также легко и пожалуй еще легче толпа впадает при соответствующих условиях и в панику, о чем была уже речь выше. И здесь в панике все дело в силе внушения, взаимовнушения и подражательности, а не в логическом убеждении,—в автоматизме, а не в разуме.

Тоже самое, что мы имеем в отдельных сформировавшихся толпах, мы находим, хотя и в значительно меньшей мере, и в каждой вообще социальной среде, а равно и в больших обществах, особенно в периоды приподнятых общественных настроений.

Отдельные члены этой среды почти ежеминутно инфицируют друг друга своими мыслями и в зависимости от качества получаемой ими инфекции волнуются возвышенными и блогород-

— 141 —

ными стремлениями или наоборот низменными и животными. Сообщества учителя и учеников, сообщества друзей или влюбленных, разве они обходятся без взаимовнушения? Двойные самоубийства, действия сообща также предполагают известную долю взаимовнушения. Можно сказать более. Вряд-ли вообще случается какое-либо деяние, выходящее из ряда обыкновенных, вряд-ли совершается какое-либо преступление без прямого или косвенного влияния посторонних лиц, которое хотя и не всегда, но чаще всего действует подобно внушению.

В этом отношении нельзя не согласиться с Тардом, что «трудность состоит не в том, чтобы отыскать собирательные преступления, но в том, чтобы открыть преступления, которые не были бы таковыми, которые нисколько не заключали бы в себе пособничества или соучастия среды. Это до такой степени верно, что можно даже спросить себя существуют ли на самом деле индивидуальные преступления, все равно, как можно задать себе и другой вопрос: есть ли такия гениальные произведения, которые не были бы делом коллективнымъ?».

Многие думают, что человек производит то или другое преступление исключительно по строго взвешенным логическим соображениям; а между тем ближайший анализ действий и поступков преступника нередко открывает нам, что, не смотря на многочисленные колебания с его стороны, достаточно было одного подбодряющого слова кого-либо из окружающих или примера, действующого подобно внушению, чтобы все колебания были сразу устранены и преступление явилось неизбежным. Равным образом в организованных обществах преступления иногда совершаются по приказанию их главы, как по мановению жезла.

Вообще надо иметь в виду, что идеи, стремления и поступки отдельных лиц не могут считаться чем-то вполне обособленным, принадлежащим только им одним, так как в характере этих идей, стремлений и поступков всегда сказывается в большей или меньшей мере и влияние окружающей среды.

Отсюда так называемое затягивающее влияние среды на отдельных лиц, которые не в состоянии подняться выше этой

*) Тард. L’opinion de foule, стр. 197.