— 81 — освидетельствовав относительно умственных способностей и помещен в психиатрическое отделение при Кирилдовских Богоугодных заведениях в Киеве. По тщательном исследовании он оказался страдающим па-раноей, уже перешедшей в хроническое состояние. В течение своего более, нежели годичного пребывания в больнице, Малёванный постоянно обнаруживал описанные выше идеи бреда, по временам был подвержен галлюцинациям и, приходя в возбужденное состояние, импровизировал или чаще цитировал отрывки из того, что когда-либо было им читано и усвоецо заучиванием. Речь его носит характер автоматического потока фраз, сопровождаемых одними и теми же движениями, жестами и интонацией. Течение его мыслей лишено последовательности. Такой же характер носит и так называемое Евангелие Малёванного—это записанная его поклонниками с его слов импровизация, не лишенная лирического оттенка, но лишенная последовательности, логического и грамматического смысла. При исследовании физического состояния Малёванного обращает на себя особенное внимание извилистость черепных сосудов и налитие их кровью, что особенно резко выражается, как только Малёванный начинает говорить или проповедывать, хбтя он при этом и не бывает возбужден. Очевидно, что это налитие кровью не есть следствие эмоционального возбуждения, а должно быть отнесено к другим причинам (вероятно к алкоголизму, которым страдал сам Малёванный и его родители)». Так как последователи не оставляли Малёванного в покое и во время пребывания его в Кирилдовских Богоугодных заведениях, приходили слушать его проповедь к окнам и заборам больницы, то К. Малёванный по распоряжению начальника края был выслан из г. Киева этапным порядком в г. Казань для помещения в Окружную лечебницу, где он и был всесторонне исследован, как врачами лечебницы, так и мной. В виду этого мы дополним вышеприведенные данные о Малёванном сведениями, почерпнутыми из листка психиатрической В. ВЕХТЕРЕВ. ВНУШ. И ЕГО РОЛЬ В ОВЩ. ЖИЗНИ. 6 | — 82 — клиники при Казанской Окружной лечебнице, опуская все то, о чем было уже упомянуто нами ранее. Речь Малёванного и здесь сохранила вышеописанный характер, она была несколько ускорена, не всегда последовательна, пересыпалась иногда извращенными текстами из Священного Писания и вообще носила на себе характер проповеди или поучения. С врачами Малёванный всегда охотно беседовал. О себе он передал, что с детства был внимательным и задумчивым. Когда он вырос и стал понимать отношения людей друг к другу, то они казались ему странными, повсюду он видел ложь и обман и ото обстоятельство его нередко волновало и в его уме являлись вопросы: почему люди живут так безнравственно, где же Бог, могущий устранить все ею и заставить людей жить в мире и согласии. Будучи недоволен христианской религией, он ИО лет тому назад перешел в секту пггундистов и стал еще более задумываться о безнравственной жизни окружающих. Многих из них он старался помирить; стал восставать против дурных людских отношений и проповедывал всеобщий мир и любовь. Окружающие стали над ним подсмеиваться и мало по малу начали его преследовать. Так напр., когда он шел по улице, он замечал, что над ним насмехаются, издеваются, хулять его, клевещут на него, и вообще его преследуют. Это преследование распространялось не только на него, но и на его жену и детей, когда напр. они отправлялись за водой, их бранили и били. По словам больного он чувствовал призвание к своей проповеднической деятельности уже 6 лет назад, но в то время не мог еще хорошенько понять, что он будет иметь такое великое назначение и обладать такой божественной силой, какая в нем теперь имеется. В 1887—88 году к нему часто являлись различные лица, по его выражению, философы и миссионеры то под видом священников, то чиновников из Петербурга, и вели с ним беседы. Во время этих бесед его душа испытывала особенно радостные ощущения, а у беседовавших часто капали слезы, от жа- |