В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 80   >>>

  

— 80 —

Вскоре у Малёванного сформировался бред. Он убеждал, что в нем находится Св. Дух и что все, что он делает и говорит, исходит от Св. Духа.

Он также находится в постоянном и непосредственном общении с Отцом (т. е. Богом Отцом).

Кроме того Малёванный считает себя Иисусом Христом, Спасителем мира, Евангельский же Христос, по его мнению, не был исторической личностью и все сказания о Евангельском Христе суть только пророчества о немъ—Малёванном. Доказательства своей божественности Малёванный видит в появлении того, что он называет «свидетельствами», а именно, в поднятии его тела на воздух, в появлении божественных запахов н в появлении ярких звезд, которых никогда раньше не было видно, и которые видел, как он сам, так равно видели в 25 государствах, что по словам Малёванного и описано в газетах целого света.

Уже в 1890 г. у Малёванного во время молитвы и поднятия рук стали дрожать руки, а затем дрожания и судороги распространились и на другия части тела.

Малёванный объяснял это вхождением в него Св. Духа, так как по его словам он был совершенно непричастен этим движениям, происходившим помимо его воли.

Дрожание и трясение Малёванного, которое нередко было ритмическим, производило большое влияние на простодушных окружающих Малёванного его поклонников.

Во время общих молитв в ту пору, когда Малёванный начинал дрожать («трястись» по местному выражению), у некоторых присутствующих, особенно женщин, являлись также вздрагивания и судороги.

С этого времени вздрагивания сделались почти неизбежной принадлежностью молитвенных собраний, имевших меото в присутствии Малёванного, отчасти и без него.

Уже с 1890 года Малёванный стал заменять молитву, которой прежде предавался, проповедью, в которой он утверждал, что он Спаситель мира, что скоро наступит страшный Суд, в котором он будет судить людей и потому он приглашал всех к покаянию.

В 1891 году Малёванный был по распоряжению властей

— 81 —

освидетельствовав относительно умственных способностей и помещен в психиатрическое отделение при Кирилдовских Богоугодных заведениях в Киеве.

По тщательном исследовании он оказался страдающим па-раноей, уже перешедшей в хроническое состояние.

В течение своего более, нежели годичного пребывания в больнице, Малёванный постоянно обнаруживал описанные выше идеи бреда, по временам был подвержен галлюцинациям и, приходя в возбужденное состояние, импровизировал или чаще цитировал отрывки из того, что когда-либо было им читано и усвоецо заучиванием.

Речь его носит характер автоматического потока фраз, сопровождаемых одними и теми же движениями, жестами и интонацией.

Течение его мыслей лишено последовательности. Такой же характер носит и так называемое Евангелие Малёванного—это записанная его поклонниками с его слов импровизация, не лишенная лирического оттенка, но лишенная последовательности, логического и грамматического смысла.

При исследовании физического состояния Малёванного обращает на себя особенное внимание извилистость черепных сосудов и налитие их кровью, что особенно резко выражается, как только Малёванный начинает говорить или проповедывать, хбтя он при этом и не бывает возбужден. Очевидно, что это налитие кровью не есть следствие эмоционального возбуждения, а должно быть отнесено к другим причинам (вероятно к алкоголизму, которым страдал сам Малёванный и его родители)».

Так как последователи не оставляли Малёванного в покое и во время пребывания его в Кирилдовских Богоугодных заведениях, приходили слушать его проповедь к окнам и заборам больницы, то К. Малёванный по распоряжению начальника края был выслан из г. Киева этапным порядком в г. Казань для помещения в Окружную лечебницу, где он и был всесторонне исследован, как врачами лечебницы, так и мной. В виду этого мы дополним вышеприведенные данные о Малёванном сведениями, почерпнутыми из листка психиатрической

В. ВЕХТЕРЕВ. ВНУШ. И ЕГО РОЛЬ В ОВЩ. ЖИЗНИ. 6