В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 77   >>>

  

— 77 —

свитками торы, пели, скакали и плясали, как одержимые. Сцены еще более шумные, непристойные, дикия разыгрались в Гамбурге, Венеции, Легорне, Авиньоне и многих других городах Италии, Германии, Франции и Польши. Могущество религиозной мании дошло до такой высоты, что даже столь ученые люди, как Исаак Абоаб, Моисей Агвиляр, Исаак Ноар, богатый банкир и писатель Авраам Перейра и спинозист Вениамин Музафиа стали горячими приверженцами мессии. Кажется сам Спиноза с большим интересом следил за этими странными событиями.

Более и более усиливалась религиозная мания. Во всех частях света появлялись пророки и пророчицы, осуществляя еврейскую веру во вдохновенный дух мессианского времени. Мужчины и женщины, мальчики и девочки извивались в истерических судорогах, выкрикивая хвалу новому мессии. Многие бродили в безумном пророческом восторге, восклицая: «Саббатаи Зеви истинный мессия племени Давида; ему даны венец и царство»!

Евреи, казалось, совсем потеряли голову. Богачи отовсюду стекались к Саббатаи, отдавая в его распоряжение свои богатства. Многие продавали свои дома и все имущество и отправлялись в Палестину. Так велико было число пилигримов, что стоимость путешествия значительно возросла. В больших коммерческих центрах торговля совсем остановилась: большинство иудейских купцов и банкиров ликвидировали дела. Вера в божественную миссию Саббатаи стала религиозным догматом, столь же важным, как догмат об единстве Божием. Даже когда Саббатаи был принужден султаном принять могометанство, даже тогда мистическая мессиянская эпидемия не ослабела. Многие упорно отрицали самый факт вероотступничества: это не он, это его тень приняла мусульманство. По смерти Саббатаи появился новый пророк, Михаил Кордозо. Как пожар распространялось его учение, не смотря на явную нелепость.

«Сын Давида» говорил он «придет тогда, когда Израиль или весь будет свят, или весь будет грешенъ». Так как последнее гораздо легче первого, то он призывал всех верных детей Израиля ускорить пришествие Мессии принятием

— 78 —

могометанства. Весьма многие с блогочестивым рвением последовали его совету» *)•

Параноик поклёванный, как виновник своеобразной психопатической эпидемии.

Об одной психопатической эпидемии религиозного характера, развившейся у нас за последнее время на юге и известной под названием Малёванщины, я могу сказать несколько подробнее, так как самое развитие эпидемии было более или менее близко прослежено лицами, специально знакомыми с душевными болезнями.

С самого начала я остановлюсь на виновнике этой эпидемии Квадрате Малёванном, несомненно психически больном субъекте, над которым я читал клиническую лекцию в Казанской Окружной лечебнице в течение зимы 1892—93 г. еще до появления прекрасной брошюры проф. И. А. Сикорского 2) и уже тогда подробно разобрал как самую болезнь К. Малё-ванного, так и возникшую под влиянием его учения психопатическую эпидемию по присланным в лечебницу документам и собранным сведениям. Блогодаря этому я имею возможность представить довольно полную историю болезни этой своеобразной и достойной внимания личности.

Кондрат Малёванный, 48 лет, малоросс, из мещан г. Таращи Киевской губ., неграмотный, женат, имеет 7 детей, колесник, принадлежал к секте штундистов, был доставлен 31 марта 1892 г. в Кирилловския богоугодные заведения, около г. Киева, как больной хроническим помешательством, распространявшим среди народа лжеучение, известное под названием секты Малёванцев. В брошюре проф. И. А. Сикорского мы находим следующия сведения о Малёванном, почерпнутые на основании данных исследования в Кирилловских Богоугодных заведениях:

1) Б. Сидис. Психология внушения, сир. 325—327.

2) Проф. И. А. Сикорский. Психопатическая эпидемия 1892 г. в Киевской губ. Киев 1Ь93 г.