В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 57   >>>

  

— 57 —

к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвуль-сионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале и приговаривался к тюремному заключению. После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись» 1).

Познакомившись с этими своеобразными общественными яв лениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсио-нирующих развивались, блогодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Эпидемии колдовства и бесоодфрэкимости.

Очевидно подобным же образом объясняется и происхождение колдовства, этой страшной болезни, из за которой погибло на костре и эшафоте наверно много более народа, нежели во всех вместе взятых войнах истекшого столетия. Не допустив взаимовнушения и самовнушения мы не могли бы понять ни столь значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых различных частях Европы, особенно в XVI веке, ни почти стереотипного описания видений, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.

По описанию Реньяра к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, выростая как бы из земли.

Вот как описывают его колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный дрогоценными каменьями, в роде тех, что носят вельможи. Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать ее могущественной; показывает ей свой шляпу, полную денег; но чтоб

') Р ежь яр. Психическия эпидемии.

— 58 —

удостоиться всех этих благ ей придется отречься от Св. крещения, от Бога и отдаться сатане душой и теломъ» *).

Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерическия женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Не ясно ли, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, блогодаря представлениям, упрочившимся в сознании путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, блогодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.

Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, блогодаря религиозному мистицизму в эпоху средних веков и последующий за ними период времени, есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела. Блогодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению.

«Первая большая эпидемия этого рода по словам Реньяра произошла в Мадридском монастыре.

Почти всегда в монастырях и главным образом в женских обителях религиозные обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собой различные нервные расстройства, составляющия в своей совокупности то, что называлось беловатостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре Бенедиктинок, игуменье которого, донне Терезе, еле исполнилось в то время 26 лет.

С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нея делались внезапные судороги, мертвели и скор-чивались руки, выходила пена изо рта, изгибалось все тело в дугу на подобие арки, опиравшейся на затылок и пятки. По ночам больная издавала страшные вопли и под конец ею овладевал настоящий бред.

Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей покоя. Вскоре демоны овладели всеми мо-

*) Реньяр. Психическия эпидемии.