В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 53   >>>

  

— 53 —

Судорожные эпидемии в истории.

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующия воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующия воззрения являются здесь блогоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или других психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой бесоодержи-мости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на необычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения. Вот например средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свой власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следует другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последняго свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демонопатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Блогодаря самовнушению те или другия мистическия идеи, вытекавшия из мировоззрения средних веков, нередко являлись

— 54 —

вместе с тем источником целого ряда'конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, блогодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонвость к эпидемическому распространению.

Таково очевидно происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под назвавием пляски св. Витта и св. Иоанна, народного танца в Италии, носящого название тарантеллы, и наконец т. н. квиэтизма. Даже знакомясь с описанием этих эпидемий современниками, не трудно убедиться, что в их распространении играло роль взаимовну-шение.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Безпримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; блогородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом кругом талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезамй и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ранъ».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов. Все бросали свои обычные занятия и домашния дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

В Италии пляска распространилась под влиянием уверенности, что укус тарантулом, часто случавшийся в Италии, становится безопасным для тех, кто танцевал под музыку так называемой тарантеллы. Эта мания тарантеллы распространилась с необычайной быстротой по всей Италии и, вследствие поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова социальной язвой Италии.

Не менее поразительны и эпидемии конвульсионерок. Вот например небольшая выдержка о средневековых коявуль-сионерках из Луи-Дебоннера:

«Представьте себе девушек, которые в определенные дни, а иногда после нескольких предчувствий, внезапно впа-