В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 35   >>>

  

— 35 —

Заимствуем описание одной сцены, сделанное репортером и характеризующее яркими штрихами влияние Шлятера на толпу: «со всех сторон были видны мужнины, женщины и дети с печатью душевного страдания на лице; с каждой минутой толпа увеличивалась и скоро вся местность представляла море голов, насколько можно было охватить взглядом. Потом внезапное движение прошло по собранию, и всякий даже малейший шопот затих.... пришел Schlater. Когда я приблизился к нему, мной овладел сверхъестественный страх, который было трудно проанализировать. Моя вера в этого человека росла вопреки моему разуму. Бодрствующее контролирующее мыслящее, рассуждающее я стало колебаться, терять свой силу, а рефлекторное, нодбодрствующее начало укрепляться. Когда он отпустил мои руки, моя душа признала какую-то силу в этом человеке, чему повидимому противились мой ум и мой мозг. Когду он раскрыл мои руки, я почувствовал, что мог бы упасть пред ним на колени и назвать его владыкой» *).

Особенной славой Шлятер пользовался в штате Колорадо. Затем он отправился в Мексику, после чего вскоре исчез и никто не знал, что с ним сталось. Его приверженцы уверяли, что он отправился в другия страны для проповеди, другие—что он вознесся на небо. Пользуясь этим, то там, то сям стали являться его подражатели—лже-Шля-теры.

В конце концов скелет настоящого Шлятера был най« ден совершенно случайно под одним деревом двумя исследователями Сьера-Мадре в 50 милях от casas grandes в провинции Чигуагуе.

Этот поражающий пример, взятый из жизни современного общества, показывает нам со всею яркостью, каково может быть действие внушения в бодрственном состоянии при условии слепой веры в силу производимого влияния.

Исстари известное целительное влияние веры, которому между прочим посвящены исследования Н. Tuke'a, Regnard’a, Littre, Bourneville’a, Charcot (La foie, qui guerit),

f) Б. Сидис. Психология внушения loco cit. стр. 302.

— 36 —

и др. здесь сказалось со всею яркостью. Помимо всего прочого вера является столь блогоприятной почвой для самовнушения, что она нередко совершает этим путем чудесные исцеления и. там, где обыкновенное внушение оказывается бессильным. В этом отношении пример Шлятера делает нам понятными многия из тех внезапных исцелении во время религиозного* воодушевления, которые известны были уже в древности (напр, в египетских храмах Сераписа или в храмах Асклепия древней Греции), которые случались во все времена и которые, повторяются еще и поныне. Особенно известны исцеления, происходившия в начале нашей эры, а также в период средних веков (исцеления на могиле Людовика IX, в базилике С. Дени и пр.), позднее—т. наз, Сен-Медарския явления.

Иллюстрации ради я приведу здесь случай чудесного исцеления, случившогося несколько лет тому назад в Петербурге.

Мальчик Г. страдал параличем истерического происхождения, природа которого к сожалению осталась нераспознан-ной со стороны известного в Петербурге психиатра, признавшого его неизлечимым. Парализованный мальчик оставался безпомощным уже много лет, как вдруг однажды во сне он увидел лик Божьей Матери, приказавшей ему поклониться св. иконе, находящейся в часовне по Шлиссельбургскому тракту у Стеклянного Завода и известной тем, что ударом молнии в 1888г. было разрушено все внутри часовни, но сохранился лишь образ Божьей Матери, при чем лик ея оказался усеянным в форме венца медными монетами из сборной народной кружки. Проснувшись Г. настойчиво начал просить себя повезти к упомянутой иконе и, когда желание его было исполнено, то оказалось, что уже во время молебна он получил-возможность стоять на ногах и с этих пор начал ходить.

Не менее поучительный случай произошел несколько лет тому назад в Москве с одним приват-доцентом Д-, у которого известным специалистом был поставлен диагноз неизлечимой кожной болезни на голове в форме sycosis. Оказалось, что для исцеления его было достаточно, чтобы одна старуха повела его в церковь и там помолилась вместе с ним.