— 36 — и др. здесь сказалось со всею яркостью. Помимо всего прочого вера является столь блогоприятной почвой для самовнушения, что она нередко совершает этим путем чудесные исцеления и. там, где обыкновенное внушение оказывается бессильным. В этом отношении пример Шлятера делает нам понятными многия из тех внезапных исцелении во время религиозного* воодушевления, которые известны были уже в древности (напр, в египетских храмах Сераписа или в храмах Асклепия древней Греции), которые случались во все времена и которые, повторяются еще и поныне. Особенно известны исцеления, происходившия в начале нашей эры, а также в период средних веков (исцеления на могиле Людовика IX, в базилике С. Дени и пр.), позднее—т. наз, Сен-Медарския явления. Иллюстрации ради я приведу здесь случай чудесного исцеления, случившогося несколько лет тому назад в Петербурге. Мальчик Г. страдал параличем истерического происхождения, природа которого к сожалению осталась нераспознан-ной со стороны известного в Петербурге психиатра, признавшого его неизлечимым. Парализованный мальчик оставался безпомощным уже много лет, как вдруг однажды во сне он увидел лик Божьей Матери, приказавшей ему поклониться св. иконе, находящейся в часовне по Шлиссельбургскому тракту у Стеклянного Завода и известной тем, что ударом молнии в 1888г. было разрушено все внутри часовни, но сохранился лишь образ Божьей Матери, при чем лик ея оказался усеянным в форме венца медными монетами из сборной народной кружки. Проснувшись Г. настойчиво начал просить себя повезти к упомянутой иконе и, когда желание его было исполнено, то оказалось, что уже во время молебна он получил-возможность стоять на ногах и с этих пор начал ходить. Не менее поучительный случай произошел несколько лет тому назад в Москве с одним приват-доцентом Д-, у которого известным специалистом был поставлен диагноз неизлечимой кожной болезни на голове в форме sycosis. Оказалось, что для исцеления его было достаточно, чтобы одна старуха повела его в церковь и там помолилась вместе с ним. | 37 Еще ранее того в Москве же был случай чудесного исцеления слепоты, очевидно истерического характера, при одном прикосновении к образу, бывшему в серебряной ризе, вследствие чего в период тогдашняго увлечения металлотеранией была склонность у некоторых врачей объяснять этот случай действием металла, тогда как он проще всего объяснялся влиянием веры. Целительное влияние последней мы видим и теперь при стечении богомольцев, как напр. во Франции в Лурде, в Ирландии в м. Кнок, у нас в Киеве и других местах, особенно же при тех или других торжественных случаях, напр. во время больших религиозных празднеств, когда религиозное воодушевление стекающогося народа достигает необычайной степени. Но не обнаруживается ли в большей или меньшей мере влияние веры и по отношению к врачу, подходящему к кровати больного? Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и наоборот, как иногда убийственно в буквальном смысле слова действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающого или не желающого знать силы внушения. Сколько пациентов, обращаясь к врачу для лечения своей зубной боли, должны сознаться уже в приемной врача, что помощь им становится излишней, вследствие того, что зубная боль исчезла еще прежде, чем больной мог увидеть своего врача. Надо впрочем заметить, что далеко не все лица верят слепо в могущество того или другого врача по отношению к своей болезни, а потому и психическое влияние врача на своих пациентов бывает неодинаковым. Невольное внушение и взаимовнушфниф.Вообще надо признать, что, так как большинство лиц не может удержать себя от невольного сопротивления посторонним психическим воздействиям, то естественно, что действие внушения в бодрственном состоянии в более или менее резко выраженной степени удается далеко не у всех. Для осуществления внушения в этих случаях именно и нужна та упомянутая выше иодготовляющая обстановка, которая устраняет не- |