— 23 — Таким образом, как приказание, так и пример действуют в одних случаях путем убеждения, в других случаях путем внушения; чаще же всего они действуют одновременно и как убеждение, и как внушение. В силу этого они не могут быть рассматриваемъ!, как самостоятельные способы воздействия одних лиц на других, подобно убеждению и внушению. Равным образом и советы, пожелания, а равно и иные формы психического воздействия одних лиц на других, также могут действовать на психику или в форме внушения, или в форме убеждения, смотря по отношению к ним того лица, которому они высказываются. Итак очевидно, что в то время как словесное убеждение, обыкновенно действует на другое лицо силой своей логики и непреложными доказательствами, внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Оно действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики. Легко видеть отсюда, что пути для передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути для передачи мыслей путем убеждения. Вот почему внушение в общем представляет собой более распространенный фактор, нежели убеждение. Последнее может действовать преимущественно на лиц, обладающих здравой и сильной логикой, тогда как внушение действует не только на лиц с здравой логикой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой как например, детей и простолюдинов. Несомненно поэтому, что внушение или прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор, пока логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего развития, позволяющого ему усвоивать логические выводы не менее, нежели готовые продукты умственной работы других, усвоиваемые с помощью так называемого механического заучивания и подра- | — 24 — знания, в которых не малую роль играет внушение или психическая прививка со стороны воспитателей и окружающих лиц. Равным образом и в простом классе населения внушение или прививка идей играет немаловажную роль, как фактор, существенно влияющий на мировоззрение отдельных лиц и даже целых обществ. Всякий, обращавшийся с народом, знает это хорошо по собственному опыту и знает цену логических убеждений, которые, если и имеют успех, то лишь путем медленного усвои-вания их, тогда как внушение в форме уговора или приказания здесь почти всегда действуют быстро и верно, в случае конечно, если они не противоречат вкоренившимся убеждениям народа. Влияние команды в войсках, как мы уже упоминали, сводится также преимущественно к внушению, которое действует сильнее всякого убеждения. Но и на интеллигентных лиц, обладающих вполне развитой логикой, внушение действует в известных случаях вряд ли менее сильно, нежели на детей и простолюдинов, по крайней мере в тех случаях, когда оно не противоречит установившемуся мировоззрению. Если внушение, как было выяснено выше, есть ничто иное, как воздействие одного лица на другое путем непосредственного прививания идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний без участия личного сознания внушаемого лица, то очевидно, что оно может проявляться легче всего в том случае, когда оно проникает в психическую сферу незаметно, вкрадчиво, при отсутствии сопротивления со стороны «я» субъекта или по крайней мере при пассивном отношении последняго к предмету внушения или же, когда оно сразу подавляет психическое «я», устраняя всякое сопротивление со стороны последняго. Опыт действительно подтверждает это, так как внушение может быть вводимо в психическую сферу или мало по малу путем постоянных заявлений одного и того же рода и уговора, или же сразу на подобие повелительного приказа. |