— 17 — сознания при известных условиях могут входить и действительно входят в сферу личного сознания, при чем источник их первоначального возникновения не всегда даже и распознается личным сознанием. Целый ряд разнородных впечатлений, входящих в психическую сферу при пассивном восприятии без всякого участия внимании и проникающих непосредственно в сферу общого сознания, помимо нашего «я», образует те неуловимые для нас самих воздействия окружающого мира, которые отражаются на нашем сомочувствии, придавая ему нередко тот или другой чувственный тон, н которые лежат в основе неясных мотивов и побуждений, нередко нами испытываемых при тех и других случаях. Сфера общого сознания вообще играет особую роль в психической сфере каждого лица. Иногда впечатление, воспринятое пассивно, входит затем, блогодаря случайному сцеплению идей, и в сферу личного сознания в виде умственного образа, новизна которого нас поражает. В отдельных случаях образ этот, принимая пластическия формы, возникает в виде особого внутренняго голоса, напоминающого навязчивую идею, или даже в виде сновидения или настоящей галлюцинации, происхождение которой обычно лежит в сфере продуктов деятельности общого сознания. Когда личное сознание ослабевает, как это мы наблюдаем во сне или в глубоком гипнозе, то на сцену сознания выдвигается работа общого сознания, совершенно не считающаяся ни со взглядами, ни с условиями деятельности личного сознания, вследствие чего в сновидениях, как и в глубоком гипнозе, представляется возможным все то, чего мы не можем даже и представить себе в сфере личного сознания. Таким образом для выяснения способа внушения необходимо иметь ввиду разделение нашей психической сферы на личное и общее сознание. Личное сознание или так называемое «я» при посредстве воли и внимания обнаруживает существенное влияние на восприятие нами внешних впечатлений; оно же регулирует течение наших представлений и определяет выполнение наших произвольных действий. Все, что входить в сферу психической деятельности при посредстве лич- | — 18 — ного сознания, обычно подвергается нами большей или меньшей критике и переработке, приводя к развитию наших взглядов и убеждений. Этот путь воздействия окружающей среды на нашу психическую сферу может быть назван путем «логического убеждения», так как конечным результатом упомянутой переработки всегда является в нас убеждение: «мы убедились в истине, мы убедились в пользе, мы убедились в неизбежности того или другого»—вот что мы внутренно можем сказать себе после того, как в нас совершилась упомянутая переработка внешних впечатлений, воспринимаемых при посредстве нашего личного сознания. Но независимо от того в нашу психическую сферу, как мы уже говорили, могут входить разнородные впечатления при отсутствии к ним какого либо внимания, иначе говоря, в состоянии рассеянности, когда волевое внимание поглощено какой либо работой. В таком случае внешния впечатления входят в психическую сферу помимо нашего личного сознания и следовательно помимо нашего «я». Они проникают в нашу психическую сферу уже не с парадного хода, а, если можно так выразиться, с задняго крыльца, ведущого непосредственно во внутренние покои нашей души. Это и есть то, что мы называем внушением. Таким образом внушение представляет собой непосредственное прививание тех или других психических состояний от одного лица к другому. Иначе говоря, внушениее сть ничто иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи без прямого непосредственного участия в этом акте «я» субъекта, вследствие чего последнее в большинстве случаев является или совершенно, пли почти безвластным его отринуть и изгнать из сферы сознания даже при том условии, когда оно сознает его нелепость. Проникая в сознание без активного участия «я» субъекта, внушение остается вне сферы личного сознания, блогодаря чему и все дальнейшия его последствия происходят без контроля «я» и без соответственной задержки. Блогодаря этому, внушение приводит к появлению той или другой навязчивой идеи-, к осуществлению положительных и отрицательных галлюцинаций, или же вызывает развитие пси- |