если я остановлю его внимание на вопросе о так называемом внушении и психической заразе. Прежде всего мы должны выяснить, что такое само по себе внушение? Вопрос о природе внушения есть один из важнейших вопросов психологии, получивший в последнее время огромное практическое значение, блогодаря в особенности изучению гипнотизма, хотя теперь твердо установлено, что внушение вообще является актом гораздо более широким, нежели собственно гипнотическое внушение, так как оно проявляется и в бодрственном состоянии и притом в жизни наблюдается везде и всюду, т. е. при весьма различных условиях. Несмотря однако на огромную практическую важность внушения, его психологическая природа до сих пор представляется еще крайне мало изученной. Еще недавно этот термин не имел особого научного значения и употреблялся лишь в просторечии главным образом для обозначения наущений, с той или другой целью производимых одними лицами другим. Лишь в новейшее время этот термин получил совершенно специальное научное значение вместе с расширением наших знаний о психическом влиянии одних лиц на других. Но этим термином стали уже злоупотреблять, прилагая его к тем явлениям, к которым он не относится, и нередко прикрывая им факты, остающиеся еще недостаточно выясненными. Несомненно, что от такого злоупотребления научным термином происходит немало путаницы в освещении тех психологических явлений, которые относятся к области внушения, а потому прежде всего мы должны подумать об определении и точном ограничении этоих) термина. Нужно заметить, что уже многие авторы давали этому термину то или другое определение. Если мы обратимся к литературе предмета, то мы встретимся с самыми разнообразными определениями внушения. По определению д-ра Lefévre'a 1) явления внушения и само- 1) Dr. L. Lеféѵre. Les phénomènes de suggestion et d'auto-suggestion etc. Paris, 1903, стр. 101 и 102. | внушения состоят в ассимиляции мыслей, вообще каких-либо идей, допущенных им без мотива и случайно и в их быстром превращении в движения, в ощущения или в акты задержки. Liébeault под внушением признает вызывание словом или жестами в гипнотике представления, следствием которого возникает то или иное физическое или психическое явление. По Веrnhеиm'y внушение есть такое воздействие, при посредстве которого вводится в мозг представление, которое им и принимается. Löwenfeld под внушением понимает представление психического или психофизического характера, которое своим осуществлением проявляет необыкновенное действие, вследствие ограничения или прекращения ассоциационной деятельности *). Тот же автор в своей книге приводит и целый ряд определений внушения, сделанных другими авторами. Из этих определений мы приведем лишь наиболее существенные. Forel под внушением понимает вызывание такого динамического изменения нервной системы, когда возникает представление, что это изменение наступило, наступает или наступит. Moll дает сходственное этому определение: по нему внушением называется тот случай, когда результат обусловливается тем, что вызывают представление об его наступлении. По Wundt’y внушение есть ассоциация с сопутствующим ей сужением сознания по отношению к представлениям, которые, возникая, не дают проявиться противоположным ассоциациям. По Schrenk-Notzing’y внушение выражается ограничением ассоциаций в отношении определенного содержания сознания. Vincent говорит, что «под внушением мы понимаем обыкновенно совет или приказание; в состоянии же гипноза внушение есть произведенное на психику впечатление, которое вызывает за собой непосредственное приспособление мозга и всего от него зависящого». 1) См. Löwenfeld. Гипнотизм. Пер. д-ра Лясса. Саратов, 1903. |