Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1555   >>>

  

— 1555 —

стараются достичь, чтобы иарни и девушки привыкли к этим вечерам и научились бы на них кое-чему новому. Раньше деревенская молодежь собиралась только для танцев. На вечерах, устраиваемых трезвенниками, их приучали слушать и учиться. Чтобы привлечь эту простую молодежь, местные деятели должны были^ вдуматься в их психологию и вообще подделаться под общий их простой тон. Таким образом но всей Финляндии удалось навербовать целые полчища народа, мужчин и женщин и увлечь их на общую работу в пользу трезвости.

Городским обществам трезвости и обществам в местностях с сравнительно высоким уровнем образования приходится работать в более блогоприятных условиях. Устраиваемые ими вечера в смысле эстетическом и научном предлагают больше, а семейные их вечера привлекают своею уютностью. Городскими обицествами часто устраиваются также и так называемые „дебатные собрания14, на которых обмениваются мнениями но вопросам трезвости, а также и но другим злободневным вопросам. Последния собрания в известной мере являются „школой парламентаризма44.

Итак, практическая антиалкогольная пропаганда в Финляндии была работой просвещения и воспитания народных масс, разбудившая широкие слои населения от сна индифферентности. Работа эта, требующая большой энергии, неутомимости и силы при длинных поездках в морозы и непогоду по суровым и пустынным местностям Финляндии, тяжела, но достигаемые ею результаты все-таки оживляют деятелей.

Чтобы дать действительно полезные результаты, пропаганде трезвости должна вестись основательно и требует от занимающихся ею известных знаний. Для уделения последних обществом „Друзей Трезвости“ устраиваются курсы трезвости с экзаменами: 1) общие курсы и 2) курсы специально для учителей трезвости. Экзамены, соответственно степеням образования экзаменующихся, разделяются на 3 разряда: высший, средний и низший. Лицо, сдавшее экзамен высшого разряда, считается хорошо знакомым с делом трезвости. Таким образом между прочим удалось подготовить и хороших агитаторов трезвости.

Образ деятельности местных обществ зависит прежде всего, конечно, от местных условий. Не имея возможности подробнее остановиться на формах этой деятельности, я хотел бы еще упомянуть о так называемых „семейных вечерах44, на которые члены обществ собираются по вечерам как члены одной семьи, чтобы вместе проводить время. Вечера эти заметным образом повлияли на повышение нравственности финского народа. Кстати замечу, что вопрос о нравственности является одной из важных отраслей в деятельности „Друзей Трез-востн*. *

Несколько лет тому назад общества трезвости ринулись в борьбу даже печатью. Большинство финских газет всегда относились сочувственно к антиалкогольному движению, свободно

— 1556 —

открывая свои столбцы статьям ревнителей трезвости и сами охотно и часто касаясь антиалкогольного вопроса. Но газетные статьи о трезвости мало значили до тех пор, пока газеты вместе с ними печатали и рекламы о крепких напитках. Против такой половинчатости и поднялись трезвенники, предложив газетам или отказаться от печатания реклам о крепких напитках, или лишиться иодииисчиков-трезвенников. Последствием этого было, что газеты перестали печатать рекламы о крепких напитках, хотя это означало им ежегодный убыток в тысячу марок. За несколькими исключениями, между прочим, не считая сатирических журналов, финския газеты и по настоящее время придерживаются этой тактики.

Успех деятельности местных обществ в значительной степени зависит и от трудоспособности районных инструкторов трезвости. При скудных средствах очень трудно было доставать способных и знающих дело инструкторов. Но хотя некоторые районы и в состоянии были предлагать от 300—400 марок в месяц, подчас не находилось и подходящих лиц. Чтобы избавиться от этого недостатка, общество „Друзей Трезвости “ основало в Гельсингфорсе „университет трезвости1', который нашел поддержку и со стороны сейма в виде субсидии в 4.000 марок. Два выпуска этого „университета'1 уже работают на финских нивах.

Уже в первые годы движения в пользу абсолютной трезвости, или точнее, в 1885 г., из провинции стали посылаться требования центральному управлению „Друзей Трезвости**, чтобы последнее составило и представило сейму общий запретительный закон. Требования эти, наконец, увенчались тем, что сейм двухратно принял проект запретительного закона. Общество „Друзей Трезвости", однако, со своей стороны не стало действовать в этом направлении тотчас же, но ограничилось воспитанием народа посредством вышеописанной практической работы и укреплением в нем идей трезвости, действуя в этом направлении с такими необыкновенными результатами, что в Финляндии в настоящее время навряд ли найдется дом, где бы не знали значения запретительного закона и не требовали бы его осуществления. Организованная армия трезвости в Финляндии не считает в своих рядах сотен тысяч человек, но каждая мать в Финляндии — ярая сторонница запретительного закона. И именно влиянием финских матерей следует считать то, что финская молодежь так энергично выступила на борьбу с алкоголем.

Храбрейшим отрядом финской армии трезвенников является „Союз Трезвости" финской учащейся молодежи, имеющий отделения в университете и в других школах. Из этой учащейся молодежи современен выйдут деятели и образованные матери Финляндии и тогда и финские интеллигентные классы симпатичнее станут относиться к антиалкогольному движению, станут абсолютно трезвыми. До настоящого времени движение это почти во всем его объеме оставалось делом народных масс.