— 1522 — тание нашего народа. В случае, если бы подобная мера была осуществлена, то в нашем отечестве открылось бы страшное корчемство, шинкарство и развилось бы тайное винокурение и, как показывает такой опыт в Англии, пьянство не уменьшилось бы, а напротив, увеличилось бы. Таким образом, при обсуждении вопроса о борьбе с алкоголизмом, мы должны оставаться в пределах обсуждения мероприятий, направленных не к полному прекращению потребления народом вина, а лишь к упорядочению потребления им спиртных напитков и к внедрению в народное сознание вреда пьянства. Прежде всего мы должны заметить, что по количеству потребляемого населением вина (0,5 ведра на человека) Россия далеко отстает от западноевропейских государств, между тем, нигде, как у нас, нет такого количества смертей от опьянения и такой повышенной преступности, являющейся результатом алкоголизма. В нашем народе, как мы видим, потребление вина не так уж велико, но за то сильно распространено злоупотребление им, т. е. пьянство. Пьянство все растет и будучи вынесено, с введением казенной винной монополии, на улицу действует крайне развращающим образом на население и начинает уже распространяться среди детей. Крепкое казенное вино (40°), употребляемое, но обычаю народа, чаще всего натощак, действует гораздо более разрушающим образом на организм, чем водка, продававшаяся до введения монополии, бывшая, хотя и весьма плохой очистки, но более слабой. Народ, совершенно не знакомый с гигиеной и санитарией, не придает особого значения пьянству с точки зрения вреда для организма и если и приходит по временам к сознанию, что пьянство зло, то лишь в виду заметного неблогоприятного влияния этого ужасного порока на его материальное блогосостояние. И нельзя сказать, чтобы он не делал попыток бороться с алкоголизмом: мы знаем, как охотно крестьяне вступают в общества трезвости, и как сельския общества, а иногда целые волости составляют тщетно приговоры о закрытии казенных винных лавок. Надлежит заметить, что казенные винные лавки не оправдали возлагавшихся на них надежд и что прежния питейные заведения не влияли так на развитие пьянства, как винные лавки. В трактирных заведениях и на постоялых дворах прежде не только выпивали, но и закусывали. Мы уже не говорим о том, что прежнее питейное заведение давало возможность публике заночевать и обогреться, что имеет громадное значение при наших пространствах. Теперь следующим с обозами извозчикам или приезжим предоставляется греться на улице, поспешно выпивая у ворот казенной винной лавки без всякой закуски бутылку вина и как много поэтому заболевает и замерзает проезжих и путников. В борьбе с кабатчиком мы забыли и некоторые положи- | — 1523 — телыиые стороны прежняго питейного заведения, служившого отчасти и клубом для народа, и вместо того, чтобы поставить в нем торговлю вином в такия условия, дабы трактир или постоялый двор не служил рассадником пьянства, мы вовсе его упразднили, решительно ничем не заменив. Между тем, пример Швеции и Финляндии показывает, что, так называемая Готенборгская система, состоящая, главным образом, в том что лицо, посещающее трактир, может лишь тогда спросить себе водки, когда потребует и закуски, в связи с заботой со стороны органов самоуправления о разумном наполнении досуга народа и другими мероприятиями, весьма блогоприятно влияют на уменьшение народного пьянства. Мы знаем, какую, в большинстве случаев, жалкую роль играют наши Комитеты о народной трезвости и как пока ничтожно в настоящем случае влияние церкви на народную нравственность. Причиной последняго обстоятельства является не только разрушение древняго приходского строя, столь крепкого у старообрядцев, у которых пьянство почти неизвестно, но и нередкое участие православного духовенства на свадебных пиршествах и погребальных тризнах, где вино льется рекой, почему обыкновение в народе сопровождать все подобные события пьянством, как бы санкционируется нашими пастырями. Нельзя не упомянуть о том, что с церковной кафедры у ,11 ас почти не раздается совсем обличения пьянства отчасти потому, что духовенству предписано, но просьбе Министерства Финансов, разъяснять, что умеренное употребление вина не вредно, отчасти же и потому, что вообще дело проповеди у нас поставлено неудовлетворительно. Отметив все изложенное, мы полагаем, что ясно, куда и как должна быть направлена борьба с народным пьянством. Мероприятия, потребные в настоящем случае, частью относятся к общегосударственным, частью же находятся в руках земских и городских учреждений и общества. Засим, средства борьбы с алкоголизмом, но мнению Редакционной Комиссии, в виду всего вышеизложенного, должны быть нижеследующия: А. Культурные. К ним надлежит отнести: 1) Широкое народное образование как школьное, так и внешкольное, с популяризацией сведений о вреде пьянства. Относительно последней меры Собранием уже принять особый доклад Редакционной Комиссии. 2) Влияние церкви. Возрождение прихода, о чем ходатайствует Губернское Земское Собрание, должно повлиять самым блоготворным образом на народную нравственность и даст возможность церковной общине открыть борьбу с пьянством. |