— 1517 — количественно, но и качественно. Значительно увеличилось и число экземпляров трезвенных брошюр и книг, распространенных в народе (с конгресса 1908 г. по конгресс 1909 г. достигло 12,000 экз.). III. Что касается устройства народных чтений и докладов трезвенных собраний, митингов, то подчеркиваю тут необходимость в установлении постоянных лекторов, профессиональных агитаторов, живущих исключительно пропаганде. Бесспорно всякий воодушевленный сторонник трезвенного дела не только может, но и должен служить своей идее. Но, во-первых, не везде имеются у себя люди, достаточно осведомленные в трезвенном вопросе, способные изложить свои мысли в докладе, потребность же в пропаганде чувствуется везде.—Во-вторых, не всякому влиятельному даже пропагандисту возможно разъезжать по селам и городам, до которых еще не дошло наше движение. К тому если местный пропагандист постоянно не дополняет, не обновляет своих знаний, если он не в состоянии обозревать трезвенного вопроса во всех его отношениях, во всех его явлениях, то он скоро может исчерпаться или наскучить публике. Наше эстонское трезвенное движение дошло уже до этого пункта, до мертвой точки. Отовсюду слышны жалобы: нет тем, нет докладчиков, которые имели бы сказать что-нибудь нового. Помочь могут тут только профессиональные лекторы, с соответствующей подготовкой. Соответствующая резолюция, об установлении таковых, принята у нас последним съездом в г. Нарве (в августе прошлого года). Не менее важно в этом отношении учреждение трезвенных курсов, в которых подгото-вляются к трезвенной миссии местные деятели, в особенности народные учителя, просвещенные, интеллигентные крестьяне и др. Курсы такие Ц. К. Эст. О-в Трезвости устроит на масленнице сего года в Юрьеве и в продолжение этого года подобные же в Нарве, Пернове и Ревеле. IV. Но разъяснение трезвенников о вреде алкоголя бессильно, пока оно не будет сопровождаться воодушевленной личной пропагандой среди друзей, знакомых. Словам трезвенника должны соответствовать его дела. Нигде и никогда не должен он из приязни к людям, из боязни пред ними (напр.: пред более высокопоставленными) поступаться своим идеалом. Напротив, он должен быть в известном смысле enfant terrible, который своею откровенностью, своею прямотой становится скорее неприятным. Само собой разумеется, что трезвенник у себя дома в семье никому и никогда не предлагает крепких напитков, устраивает домашния празднества без них, несмотря на недовольство тетушек и дядюшек. Таковая „пропаганда дела" влияет зачастую не менее, десятка докладов на тему трезвости. Таковая пропаганда яснее всего свидетельствует, что и без водки и пива можно вселиться. Как мало истинного гостеприимства заключается во всех этих попойках по поводу именин, | — 1518 — дней ангела и т. д. Вместо того чтобы занимать гостей интересной беседой, чтобы делиться с ними своими мыслями и чувствами, чтобы воодушевляться идеалами искусства, литературы, так называемый „гостеприимный хозяинъ" предпочитает возбуждать в них посредством алкоголя их нижайшие инстинкты, утопить в потоках вина их высшия потребности в сообществе мыслей и вкуса. Это значит собственно: легко за деньги отделаться от гостей... V. За борьбой против алкоголя обезпечивается только тогда полный успех, когда пропаганда организуется уже среди молодежи-, подростаюицого поколения. Всякому известно, как трудно взрослому человеку оставить привычки, укоренившияся глубоко в характер его. Как легко напротив возбудить в восприимчивой ко всему хорошему детской душе сознание о вреде алкогольных напитков и воспитать в ней отвращение к ним. Известно слово „wer die Jugend hat, hat auch die ZukuntV*. И трезвенники должны стремиться к тому чтобы молодежь примкнула к их рядам. Достигается это двумя путями: во-первых, введением в школах обучения в трезвости, во-вторых, организацией детских и юношеских обществ трезвости. Впервые антиалкогольное обучение введено было в Сев.-Лме-рике’, где оно во всех штатах сделано обязательным предметом. Из европейских государств большая часть рекомендовала это обучение, но обязательным его еще не сделала. В Англии, например, это предоставлено вполне частной инициативе, и нельзя не признаться, что дело ведется с величайшим успехом. Каким образом организовать это обучение? Самые радикальные ревнители антиалкогольного обучения требуют: алкогология должна сделаться особым предметом, обучаемым с начальной школы, до университета. С педогогической точки зрения трудно согласиться с такими требованиями. Алкогология как особый предметъ—это новый предмет к без того уже пестрой программе наших учебных заведений. Затем, к чему вся эта основательность но одному предмету, заключающему одну только истину: алкоголь безусловно вреден, к чему это постоянное повторение одного и того-же в специальных уроках, когда достаточно всего на всего в иод уделить ему часов 5—6. Во всяком случае антиалкогольное обучение требует вполне трезвых учителей. Убежденный учитель-трезвенник может более всего повлиять на вверенных ему молодых душ. Он никогда не даст возможности ученикам возразить на его доводы, что учителя сами пьют этот вредный алкоголь, он никогда не возбудит и тени разногласия между своими словами и делом. Если напротив учитель, которому поручено антиалкогольное обучение, сам не вполне верит в трактуемый предмет, сам не может служить примером своим воспитанникам, то он может больше им вредить, чем принести пользы. Он не только не найдет доступа к сердцам своих учеников, но и лишит |