— 1509 — Лотка, если его ей дают и только в редких случаях заработок бабы проиивается, а не идет на нужды раздетых и полуголодных детей. Из личного опыта я могу засвидетельствовать, что во время голодного года, когда но статистике пьянство усилилось, из тех тысяч рублей, которые прошли через мои руки в уплату бабам за их работы, не было пропито пи одной копейки, и все целиком ушло на нужды семьи и детей. Точно также и за тяжелое время войны и последующие за войной печальные годы многия бабы одне несли на себе всю тяжесть забот о детях, брошенных отцами, пьянсгвоваршими на стороне, или находившимися в рядах сражавшейся армии. Тому из вас, уважаемые члены, кому пришлось хоть раз в жизни видеть с каким блогоговением баба, крестясь, завертывает в грязную рваную тряпицу свои заработанные медюки, кто слышал слова: „слава Богу! * Теперь есть на что сольцы купить деткамъ", тому, уважаемые сочлены, не жалко будет потратить часть своего времени на то, чтобы найти случай и дать возможность еще и еще раз заработать этой бабе лишнюю копейку. Статистика отмечает все возрастающее количество женщин, впадающих в пьянство. Действительно, тот, кто жил в деревне 30 лет тому назад и живет теперь, может с достоверностью сказать, что прежде женщины пили редко и мало, а в некоторых местах и совсем не пили. Привычка к водке и та развязанное^», с какой женское население деревни начинает относиться в настоящее время к этому злу, приписывается и самими крестьянами влиянию города и фабрики. Они хорошо понимают это зло и только нужда, отсутствие заработка на месте, вынуждает их посылать девушек в города. Не даром французы, у которых наблюдается подобное же явление массового ухода женского населения в города, и, которые сильно озабочены уменьшением прироста населения, забили тревогу по этому поводу уже давно. Их общественные деятели не переставали указывать на нравственные и блоготворно действующия стороны женского домашняго труда, — в частности кружевного—до тех нор, пока вопрос этот в 1903 г. не был перенесен в парламент и не обсуждался всесторонне. Инициатива в этом деле принадлежала депутатам Eng6raud, Flaudin и Charles Dupuy. Flaudin еще в 1900 г. прочел красноречивый доклад, последствием которого явился закон 1903 г., но которому в женских народных школах было введено обязательное обучение техническим приемам кружевного производства. Францусские депутаты, сумевшие убедить парламент в необходимости ассигнования нужных для дела сумм, исходили из следующих главных положений: 1. Кружевная работа здорова, потому что она может производиться дома, часто на воздухе, не требует усиленного физического напряжения, не портит ни глаз, ни легких, не искривляет позвоночника. Положение тела при работе спокойное. Ра- | — 1510 — бота может производиться и зимой и летом. Она исключает фабрики и связанные с ними: порченный воздух и скученность. 2. Работа эта способствует нравственности. Она позволяет женщине исполнять свои материнския обязанности, так как без ущерба может быть оставлена и снова начата в любое время. Она помогает матерям удерживать около себя дочерей, создавая очаг и приучая девушек к семейной жизни, деревне и воздержанию от вина. 3. Эта работа художественна. Она развивает вкус работниц, заставляет их сохраняти. национальность, помогает развитию фантазии и творчества. Все эти особенности женской работы дома красноречиво и увлекательно представленные францусскими депутатами, привели членов парламента к тому, что при воти-ровании вышеупомянутого закона была произнесена известная Фраза: дельная организация' и покровительство женским работамъ—есть половина разрешения социального вопроса. ‘ Я очень далека от мысли приглашать следовать во всем Западу. Россия идет своей дорогой. Пути ея, намечены Провидением, и я твердо верю в то, что русский дух могучого русского народа сам найдет эти пути. А потому полагаю, что нам незачем перенимать и ту эксплуатацию домашняго женского труда, какая практикуется со всеми ея изнурительными последствиями для бельгийских работниц бельгийскими фабрикантами. Если же я здесь и привела, как пример, заботы францусских депутатов о кружевнинах, то исключительно только с той целью, чтобы указать на разумность тех мотивов, которыми депутаты руководствовались. В них ясно выражен правильный взгляд, что именно в женщине, в домашнем очаге ею создаваемом, в ея мощном влиянии на священные устои семейного начала лежат основы и залог нравственного блогополучия народа. Женщину нельзя, даже скажу преступно отрывать on, семьи, посылать ее на <|)абрики, толкать на неизбежный в городах соблазна, употребления спиртных напитков. Но вдвойне преступно это там, где в этом нет ни малейшей надобности, где наша русская женщина имеет свои ручные промыслы, освященные стариной и ея традициями, как промыслы кружевной и ткацкий. У нас в России вопрос о правильной постановке женского труда, который не отвлекал бы женщину оть ея обязанностей матери и хозяйки, требует больших забои, еще и потому, что он неразрывно связан с пьянсгвом мужей и с вынужденной во многих местностях праздностью женского населения, чрезвычайно развитой, например, в центральных губерниях. Позволю себе повторить то, что было уже мной сказано на женском съезде и за что меня неправильно упрекнули в том. что я недостаточно сознаю тяжесть трудной женской доли народной: „Кто живет в деревне центральной России и имеет возможность близко соприкасаться с народом, тот знает хорошо, какое громадное зло для- экономического и нравственного блого- |