Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1508   >>>

  

— 1508 —

и вред для кустарного дела еще в 1902 г. на кустарном съезде г. Штанге, здесь присутствующий, в блестящем докладе указал на тип этих фабрикантиков, кладущих в основу принцип той изнурительной системы, которая на Западе так справедливо названа потогонной системой. Г. Штанге блестяще доказал, что „задача поддержания кустарной промышленности с содействием мелкой предпринимательской промышленности ничего общого не имеет44.

Говоря о кустарях вообще, я буду с точки зрения занимающого нас вопроса останавливаться, главным образом, на женщине (или вернее на русской бабе) и на иодростающем молодом поколении лиц обоего пола.

Вот тут нам указывал один из вчерашних докладчиков, что „первое условие сокращения пьянства—есть увеличение народного блогосостояния44. Вполне присоединяясь к этому мнению, я позволю себе добавить „и поднятие человеческого достоинства в людях, предающихся этому пороку.

В самом деле, господа, возможна-ли какая-либо борьба для человека, находящогося по своим жизненным условиям в состоянии существа, потерявшого или теряющого всякое человеческое достоинство? Возможна ли для него (или для нея) мысль о школе, о церкви, о Боге, о труде, когда он унижен, раззорен, пьян и нищъ? Тот, кто воочию видел нужды народа, кто жил в наших центральных губерниях, хороню знает, что ни школа, ни церковь, ни даже количество надельной или купчей земли но в состоянии отрезвить крестьян от пьянства, в которое они часто впадают с отчаяния и вследствие раззоренности своего хозяйства.

Я могу привести вам несколько примеров. Работая над улучшением кустарного кружевного дела в течение 20-ти лет, мне не раз случалось видеть, что бабы не посылали детей в школу не потому, чтобы оне не понимали, или не хотели, знать преимуществ обучения детей в школе, а единственно потому, что дети их раздеты и разуты. Мне не один раз приходилось прибегать к введению при школах так называемых „казенных полушубков и валенок44, которыми ученики и ученицы могли-бы пользоваться по очереди.

Я знаю также много ‘случаев, когда мальчики перестают ходить в школу, грамоты единственно потому, что у них нет ни одежды, ни обуви. Я знаю также и такие случаи, когда ири всем желании пойти в церковь, приходится оставаться и лежат на нетопленной печи только потому, что иначе пришлось бы идти зимой 6—7 верст босиком.

Все это известно, все это давние старые факты, повторяющиеся из года в год. Но вот, что может быть не всем известно!— это то, что русская баба—эта по истинне многострадалица земли русской — только в редких случаях отказывается от зара-

— 1509 —

Лотка, если его ей дают и только в редких случаях заработок бабы проиивается, а не идет на нужды раздетых и полуголодных детей. Из личного опыта я могу засвидетельствовать, что во время голодного года, когда но статистике пьянство усилилось, из тех тысяч рублей, которые прошли через мои руки в уплату бабам за их работы, не было пропито пи одной копейки, и все целиком ушло на нужды семьи и детей. Точно также и за тяжелое время войны и последующие за войной печальные годы многия бабы одне несли на себе всю тяжесть забот

о детях, брошенных отцами, пьянсгвоваршими на стороне, или находившимися в рядах сражавшейся армии.

Тому из вас, уважаемые члены, кому пришлось хоть раз в жизни видеть с каким блогоговением баба, крестясь, завертывает в грязную рваную тряпицу свои заработанные медюки, кто слышал слова: „слава Богу! * Теперь есть на что сольцы купить деткамъ", тому, уважаемые сочлены, не жалко будет потратить часть своего времени на то, чтобы найти случай и дать возможность еще и еще раз заработать этой бабе лишнюю копейку.

Статистика отмечает все возрастающее количество женщин, впадающих в пьянство. Действительно, тот, кто жил в деревне 30 лет тому назад и живет теперь, может с достоверностью сказать, что прежде женщины пили редко и мало, а в некоторых местах и совсем не пили. Привычка к водке и та развязанное^», с какой женское население деревни начинает относиться в настоящее время к этому злу, приписывается и самими крестьянами влиянию города и фабрики. Они хорошо понимают это зло и только нужда, отсутствие заработка на месте, вынуждает их посылать девушек в города.

Не даром французы, у которых наблюдается подобное же явление массового ухода женского населения в города, и, которые сильно озабочены уменьшением прироста населения, забили тревогу по этому поводу уже давно. Их общественные деятели не переставали указывать на нравственные и блоготворно действующия стороны женского домашняго труда, — в частности кружевного—до тех нор, пока вопрос этот в 1903 г. не был перенесен в парламент и не обсуждался всесторонне. Инициатива в этом деле принадлежала депутатам Eng6raud, Flaudin и Charles Dupuy. Flaudin еще в 1900 г. прочел красноречивый доклад, последствием которого явился закон 1903 г., но которому в женских народных школах было введено обязательное обучение техническим приемам кружевного производства. Францусские депутаты, сумевшие убедить парламент в необходимости ассигнования нужных для дела сумм, исходили из следующих главных положений:

1. Кружевная работа здорова, потому что она может производиться дома, часто на воздухе, не требует усиленного физического напряжения, не портит ни глаз, ни легких, не искривляет позвоночника. Положение тела при работе спокойное. Ра-