Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1296   >>>

  

— 1996 —

дениями: известно, напр., что у этого рода. алкоголиков мы очень часто находим целый ряд сопутствующих явлений, указывающих на глубоко-дегенеративный склад их личности, как-то: неуравновешенность, резкие переходы в настроении, нравственные дефекты, наклонность к психическим заболеваниям, разного рода физические признаки вырождения, и пр.

Любопытно еще то, что запойное пьянство, как болезнь Sui generis, невидимому, наклонно даже непосредственно передаваться, как хакОвое, от предков потомству. Так, по моим данным, чирйио лиц, имевших запойных родственников по восходящей линии составляет:

среди случайн. пьяниц 3 чел. (из 62), т. е. 4,8%

„ привычн. 145 „ („1.012) и 14,3 „

„ запойных „ 106 „ („ 381) „ 27,8 „

., емешан. 50 „ („ 234) „ 21,4 „

Общого числа лиц соотв.

категории, пблад. общею наедедств.

Т. е., наибольшее число лиц. имеющих запойных родственников, встречается среди запойных пьяниц и, близких к ним, смешанных, — иными словами, запойные пьяницы склонны порождать себе подобных, т, е. запойных же. Такая картина еще более подтверждает высказанное мной соображение о пьянстве, как о болезни, которая подчинена общим законам наследственности.

Резюмируя все доселе сказанное, я прихожу к тому заключению, что наследственность играет громадную роль в развитии пьянства. Огромное большинство алкоголиков, а именно 88,8%, имеют пьяниц или нервно-психических больных среди своих ближайших родственников. Такая цифра нвляется, невидимому, минимальным показателем наследственного расположения пьяниц: в действительности, она, несомненно, гораздо больше, так так: 1) как я уже заметил, я исключил из своего подсчета родственников по одной родословной линии, т. е. братьев и сестер (если прибавить сюда и последних, то, по моим вычислениям, цифра эта увеличится до 91,7%; 2) я совершенно не касался в своих исследованиях двоюродных и троюродных родственников; 3) выведенная мной цифра представляется ниже действительной уже потому, что некоторые из моих пациентов, несомненно, давали неполные сведения о своих родственниках, отчасти, неумышленно (по забывчивости), отчасти умышленно (из желания скрыть болезнь близких родных), и, наконец, 4) возможно допустить, что и я сам был не всегда аккуратен я настойчив в своих опросах и кое-что (конечно, неумышленно) не заносил в протокол. Если принять в© внимание все эти обстоятельства, то, несомненно, нужно придти к предположению, что указанный мной процент наследственного расположения алкоголиков должен быть, в действительности, значительно увеличен. Страшно сказать, но нет нечего невероятного, если я замечу, что этот процент должен недалеко отстоять от 100.

— 1297 —

Отсюда, естественным образом, сам собой напрашивается тот вывод, что для того, чтобы сделаться пьяницей, нужно прежде всего им родиться, т. е. при самом рождении носить уже некоторые задатки расположения к пьянству.

Сказанное мной, однако, отнюдь не умаляет значения тех внешних условий, тех, специально-экономических, гигиенических и других факторов, о которых я упомянул в своем начале моего доклада. Указываемый мной наследственный фактор является лишь блогоприятной почвой, на которой легче всего выростают явления жестокого пьянства, вызывающим же моментом, но большей части, служат разного рода внешния влияния, среди которых вращается такой наследственно-располо-женный субъект. Отсюда, естественно, заключить, что борьба с разными неблогоприятными общественными и экономическими условиями, толкающими субъекта на пьянство, безусловно имеет громадное значение. Подобно тому, как из ребенка, носящого в себе признаки физической и психической дегенерации, порой удается, при надлежащем воспитании, выработать цельный, устойчивый и полезный для общества тип, точно также и из лица, обладающого наследственным расположением к алкоголизму, можно создать трезвого и работоспособного индивида. Нужно только пересадить его на иную почву,- поставить его в. иные более блогоприятные внешния условия. Нет болезни, которая так легко поддавалась бы воздействию внешних условий, к&к именно, алкоголизм.

"Практический вывод, который я мог бы сделать из своего доклада, - сведущий:

1) Лица, имеющия несча&тие прибегать к алкоголю, должны безусловно остерегаться возможности зачатия потомства в момент опьянения.

2) Лица, имеющия наследственное расположение к пьянству, должны безусловно, раз на всегда, обречь себя на полное воздержание. Это естьгслед., один из тех важнейших моментов, когда абсолютное воздержание ^доказывается самим гфнфэом болезни.

3) Для рациональной борьбы с пьянством необходимо прежде всего улучшение социально-экономических условий страны.

Таковы соображения, которые непосредственно следуют из тех цифр, которые я только что представил почтенному собранию.