— 1181 — условий работы. А условия эти, может быть, не ощущаемые нами в столице, там, в деревенской глуши, маловыносимы. На просветительной работе духовенства губительно отзывается подозрительность современной администрации (светской). С огромной затратой энергии добивается, наконец, иной священник того, что прихожане, захваченные горячею проповедью или призывом, отзываются всею душой и несут просветительному делу и свои симпатии, и необходимые средства. Дело как будто налаживается, деятель уже торжествует победу, и вдруг — все усилия, все горячия слова, вся отзывчивость народа сводится к нулю властной силой административного ,,veto“. Положительно больно, грустно до слез читать, например, такия строки в письме из далекой и глухой Семиреченской области: — В начале 1907 года по предложению священника собирались все служащие станицы и многие из казаков на обсуждение вопроса об открытии общества трезвости, но оказалось, что почти все умеренно выпивающие не пожелали отказаться от своей привычки и из устава трезвенников остановились на пункте об учреждении библиотеки. Решили учредить библиотеку-читальню, собрано было до 300 рублей денег и частой выписывались книги, журналы и газеты до конца 1908 г., но в виду неполучения оффициального разрешения на существование читальни от военного губернатора дело рушилось. (Переписка по этому делу велась полтора года). Или вот маленькая иллюстрация из письма священника Пермской губернии: — В первое время по открытии общества трезвости устраивались чтения как причтом, так и школой; с введением положения усиленной охраны, чтения, во избежание каких-либф недоразумений, вернее сказать—подозрений, со стороны гражданского, а отчасти и духовного начальства, прекращены. Примеры чиновничьяго вторжения в церковную жизнь и воздействия темных сил на дело трезвости мы уже приводили. Сильно отражается на деятельности и характер общежитейских отношений, складывающихся под влиянием борьбы за трезвость. Каковы же эти отношения? Отношение народа к трезвенной борьбе, организуемой, так сказать, сверху, проявляется различно. Подавляющее число ответов свидетельствует о недоверчивости народа, о его отрицательном отношении к трезвости вообще. Нам пишут: — К делу народного отрезвления население относится недоверчиво. (Письмо из Харьковской губ.). — К делу народного отрезвления прихожане относятся очень недоверчиво, не допуская даже мысли, что можно жить без водки; по их мнению водка такой же необходимый для человека продукт, как хлеб и вода; идею о трезвости считают | — 1182 — выдумкой духовенства. (Сообщение из ИИамангансШиго уезда; Фергацской области). — Пользу воздержания о трезвости признают все прихожане, но не верят ни в возможность, Ни в необходимость абсолютной трезвости. (Письмо из г. Хорола, Полтавской губ.). — .„К делу трезвости население относится недоверчиво: Причины: а) умственная неразвитость; б) стародавний пример старших: в) укоренившийся предрассудок, что водка есть звено и узел родства, дружбы, взаимной искренней общительности и почтения и т. п.; г) за отсутствием под руками икаких-лйбо медицинских препаратов, но тому же предрассудку, к йодке и спирту всегда прибегают, как незаменимому и исгийтаАйому Лекарству при всех болезнях и для лиц всякого возраста; д) лица духовного звадия, кроме того, указывают на прямое разрешение устава церковного (или Иоанна, зач. 7, употребление вина' взмаха ради и частых недугов и проч.). (Письмо из с. Письмейер; Костромской г.). — „Деды. и отцы' наши пйЛи еще больше-Ииабе. й,'жили не бедно и умерли в 'глубокой старости", — вот, якобы, аксиома, в которой народ старается найти для себя Оправдание. (Письмо из Самарской губ.). . , Из Полтавской губернии один священник пишет: — „^огда я предлагаю прихожанам поступить в число трезвенников и не пить водки, то они обыкновенно так говорят:—для чего же ее делаютъ? Значит, ее Нужно ииить; если бы ее совсем уничтожили, тогда бы другое дело". Из Форганскоии области пишут: — В трезвенники записываются мало и неохотно, — одни потому, что у них не хватает на это решимости, другие — из нежелания подвергаться насмешкам и оскорблениям со стороны пьющих, а есть много и таких, которые прямо говорят:— „мы без водки и жить не можем; если мы перестаем пить волосу, то и работать не будем; она ведь только и поддерживает и укрепляет наши силы в работе; в этом уже нас никогда не разубедите". — Чаще всего оправдывающие Пьянство говорят:—если водка так вредна, то почему не запрещают курить ее? да 'к тому же почему везде ее пьют — и у батюшек, и у пановъ? Мы нигде не видели, чтобы на обеденных столах ' не стояла выпивка. Пусть .мы люди темные, а то ведь образованные! — При эѴом часто ссылаются на то, что и церковный устав довольно часто разрешает братии попивать по исрасовуле. (Сообщение из Харьковской губернии). — В своей слабости пьянствующие винят обыкновенно не себя, а правительство, которое, по их словам, так усиужливо предлагает приманочную отраву и так слабо относится к шин-карствующим. — „Пусть удалят от нас эту несчастную Приманку и пусть не будет швнкарства, тогда мы будем всегда трезвы",— говорят они. (Сообщение из Владйм. губ.). |