— 1165 — ство большим злом в своей крестьянской жизни, но необходимым, как средство для развлечения праздничного, средства добыть место, работу и денег вдолг:—„не угостишь нужного человека и ничего не получишь*1. Целый ряд писем вскользь свидетельствует, что обычное кредитование крестьян у мироедов ведет за собой обязательное водочное угощение. И в этом явлении резко сказывается некультурность народа, незнакомого с легкими формами кредита (хотя-бы в виде кредитных товариществ), с кооперативами, с такими типами общественной самопомощи, которые делают жизнь народа и легко переносимой, и богатой надеждами... Везде и всюду виной некультурность и дикость. О губительном влиянии невежества, о насущной необходимости просвещения, о несоответствии школ запросам современности, говорят решительно все наши корреспонденты. — Неблогоприятными обстоятельствами для распространения трезвости в народе являются общественные попойки, ярмарки, а главное — народная темнота при недостаточном количесчве школ. (Письмо из Порковского у. Псковской губ.). — „Школа11, — отмечает один священник Черниговской губернии, — „поставлена дурно; мало забот о ней со стороны земства, а также и общества; это—неблогоприятное обстоятельство для распространения трезвости11. — ИИеблогонриятнные обстоятельства: при семитысячном населении школьных зданий только два и те неудовлетворительны— тесны, весьма малое количество учащихся девочек, чтение книг неразвито.—(Письмо из Оренбурской губ.). — К неблогоприятным условиям нужно отнести—отсутствие читален, библиотек и голодовки. (Письмо из Псковской губ.). — Главная нужда при борьбе с пьянством это открытие возможно большого количества школ. (Письмо из Псковской губ.). Но одного, формального так сказать, просвещении мало. Необходимо воспитать моральные принципы в народе. Один священник Сыр-Дарьинской области так подчеркивает эту необходимость. — „То явление, что крестьянин мирится со своею бедностью, с темнотой и мирится охотно, это явление подсказывает, что и борьба с народным пьянством до тех пор будет безрезультатна, пока не найдутся средства зараждать в сердце человека стремления к бфзусловно-полезному и прекрасному. Примеры из жизни, что пьют и богатые, и бедные, ученые и безграмотные, взрослые и малолетние, мужчины и женщины, пьют с орденами на. груди, пьют и проходимцы,—эти примеры показывают, что пьянство развивается не оть недостатка средств матеральных или образовательных (доктора то же пьют), а от недостатка средств воспитательных11... Особенно ярко сказывается моральное убожество народа в его общественной жизни, в самоуправлении. | — 1166 — Один священник пишет: — „Об интересах общественных население не особенно сильно заботится. Причина—нетрезвая жизнь и руководители этой жизни—мироеды, вливающие всех, кто имеет нужду к обществу и сходу. Мироедам потворствуют мирския власти из-за того, что эти мироеды на сходке накричали властям побольше годового оклада жалованья". (Письмо единоверческого священника Самарской губ.). — В некоторых вопросах жизни,—пишет один священник из Сыр-Дарьинской области,—в сельском обществе не найти крестьянину выхода, не угостивши „стариковъ", напр., снять общественное здание, купить земли в аренду, наняться в пастухи, взять отзыв от общества и т. п. — Зимой нанимают пастухов, сторожей, пожарных, и все эти наемки сопровождаются поголовным пьянством, — сообщают из Пензенской губернии. Наибоее жизненный орган деревенского самоуправления — сход, является силой, которую можно всегда купить за водку. Вот что пишут, напр., о сходах. — Особенно много пьют на общественных сходах: — приписывается ли кто к крестьянскому обществу, нанимается ли кто в сторожа, снимает ли кто место под постройки—всегда растирается водка. (Сообщение из Казанской губ.). — Всегда блогоприятной почвой пьянства, пьянства общественного служат мирские сходы, где при каждой продаже (т. е. отдаче в аренду) земли и найме выговаривается водка; местная администрация слабо противодействует, часто и сама подвержена слабости. (Сообщение из Самарской губ.'. О деревенском начальстве отзывы в большинстве случаев весьма некрасивые. — Сельское правление можно назвать исключительно рассадником пьянства,—пишут из Верненского уезда, Семиреченской области. А как это начальство относится к невыгодному для него делу народного отрезвления свидетельствует хотя бы такое письмо таврического священника. — Я убедил крестьян-прихожан составить приговор о закрытии казенной винной лавки и о запрещении частной продажи водки. Крестьяне от церкви отправились к сельскому правлению и потребовали от писаря и старосты написания соответствующого приговора, но последние отказались исполнить требование общества под тем предлогом, что за написание такого приговора они,— т. е. староста и писарь,—подпадут под ответственность перед начальством, да и все общество будет оштрафовано казной за убытки. Относительно частных торговцев водкой председатель волостного суда удостоверил, что ни волостной суд, ни полиция не имеют права по закону возлагать никакой ответственности за торговлю. (Сообщение из Таврической губернии). Пробует иногда администрация высшого ранга бороться с обще- |