— 1157 — из которых более существенной является наличность местного постоянного спроса на водку. Казенные винные лавки раскиданы на довольно значительных расстояниях друг от друга, значить — постоянному спросу многих деревень удовлетворить за дальностью не могут. Предполагалось, что раскиданное^ лавок послужит к уменьшению постоянного местного спроса и таким образом явится условием, способствующим развитию трезвости. На самом же деле получилось нечто иное, совсем противоположное. Вот что пишут из Псковской губ.: — Быстрому росту пьянства содействует повсеместная, почти открытая, бфзпатентная продажа водки. Слабый человек пьет, бывало, или в винной лавке или в трактире и, напившись досыта, до отвала, идет или едет домой, где на следующий-же день вытрезвляется за неимением водки и принимается за работу, а теперь, при обилии водки в деревне, он опохмеляется с перепоя дома до тех пор, пока не пропьет последний грош. Обиднее всего то, что опохмеляется он очень часто в своем же доме, покупая водку у своей жены, невестки и дочери... Шинки, удовлетворяя местному спросу, следовательно, способствуют развитию постоянного („привычного“) пьянства взамен случайного, сопряженного с обрядами, обычаями и поездками в города или в пункты водочной продажи. Чем шире разбросаны винные лавки, тем наибольшее развитие получают шинки. Закрытие-же каждой винной лавки, даже временное, неминуемо ведет к поразительно быстрому увеличению числа шинков. — Один год у нас в селе, — пишут из Самарской губернии,—не было казенной винной лавки (была закрыта за неимением подходящей квартиры), но в это время усиленно работали „шинки"; пьянство нисколько не уменьшилось, но обходилось для народа гораздо дороже. Теперь казенная лавка снова открыта, но шинки не уничтожились; лавка торгует днем, а шинки работают ночью, где для посетителей заботливая хозяйка сумеет по вкусу приготовить и закуску. Не лишне заметить и то, что теперь полиция или обессилела в борьбе с шинками, или-же и бороться не начинала, так как шинки работают открыто. Из другого пункта сообщают: — Казенная винная лавка должна была прикрыться, как не оправдывающая расхода на ея содержание. Мы ликовали, но это было не долго: взамен лавки явились шинки; ни полицейская власть, ни администрация их не преследует, и потому дело не улучшилось, а ухудшилось, так как шинок открыть и день, и ночь. (Письмо из Симбирской губернии). А из Пензенской губ. сообщают: — В нашем приходе была сначала казенная винная лавка, а потом за малой торговой производительностью она закрылась. Вследствие этого появились злосчастные, подпольные склады винного товара—шинки. Сначала брала многих робость держать их, | — 1158 — ибо видели в этом гнусное дело, подлежащее наказанию со его • роны правительственной власти, а потом, не видя законного преследования за тайную продажу вина, смело принялись за нее, сообразив, что это статья очень доходная, средство очень легкое к наживе, а через недолгое время шинкарство стало фигурировать в приходе в виде как бы профессионального занятия (и по преимуществу женского пола). По свидетельству самих же прихожан можно заключить, что шинки стали достоянием чуть не каждого дома, торговля вином по селу пошла очень бойко и потеряла всякую тайну, характер подпольности. Уже из этого сообщения видно, что причиной распространения шинков, между прочим, является жажда значительного заработка. Еще резче причина эта подчеркнута в любопытном сообщении из Полтавской губернии Один полтавский священник рассказывает о своих пробах бороться с корчмой (шинком) словом убеждения. Он указывает шинкарям на порочность такого дела, а ему отвечают:— „треба-ж с чого-сь жить". Говорить:—„это грешно и недостойно христианина, ведь это соблазн. А я бидный чоловик,'треба-ж мини с чогожить. Вы свое дило знайте, мы свое. Ваше дило в церкви". Ради наживы бедные люди готовы идти на риск. Но шинки нынче не требуют риска. Один священник пишет: Безнаказанность тайной продажи и быстрый заработок в 200—250°/о соблазняет даже людей состоятельных и честных заниматься сим промыслом. (Письмо из Ффрганской области). Законы, как это всем ведомо, безнаказанности шинкам не гарантируют. Совсем даже наоборот. Законы ясно и определено грозят суровой карой нарушителям казенного интереса. Но люди, которым закон поручает слежку за нарушениями, не вчитаются с определенными и ясными предписаниями и, в силу личных симпатий к вину-ли, к доньгам-ли—это все равно,—действительно гарантируют шинкам почти полную безопасность. Прежде всего укрывают тайную продажу деревенския власти. Из Сыр-Дарьинской области пишут: Сельский староста по закону должен преследовать незаконную продажу, а он сам во всех тайных шинках пьет и гуляет, протоколов не составляет, есть слух, что берет и взятки. А вот еще выписки. Много вредит тайная продажа водки, которая процветает, блогодаря тому, что находит поддержку в лице единственного блюстителя порядка в селе, сельского старшины. (Письмо из Семиреченской области). „Сельския власти, полиция и крестьянские начальники не обращают должного внимания на противозаконную, продажу водки, ибо сами берут ееуэтих-же продавцов грабителей".—(Письмо из Забайкальской области). Затем довольно равнодушно относится к тайной продаже акцизный надзор. Вот иллюстрация. |