— ПЬЯ НЫХ нашему, Александро-ИИевскому, ото резче подчеркивается в другом сообщении. Крестьяне одного села с сильно развитым отхожим промыслом (в Костромской губернии) говорили своему священнику: — „Дома, па родине, мы не запьем и не прогнемся, а только одинъ—два раза в зиму выпьем при случае с родными и знакомыми (свадьба, праздники деревенские, масляница) и больше никогда. А вот в городе, где мы часто бываем при деньгах и где много соблазна, там записываются в трезвость на полгода— это хорошо, что слабые из нас и делают. В городе легко и загулять, и прогулять, а дома этого не бываетъ—нечего и не на что."— Все почти условия исторического наследства так или иначе устранимы. Нужна только борьба, настойчивая борьба соединенных сил духовенства и народных просветителей со старыми пережитками. И под напором этих сил изчезнуть они, как в свое время исчезло многое другое. Полагаем, что трудность борьбы с пережитками сильно переоценивается. Полагаем, что переоценка эта находится в сильной зависимости от личных склонностей и особенностей борца, который сам-то подчас, в своей личноии жизни, не желает порвать с компрометирующими его привычками и обычаями. Если личная жизнь деятеля и его отношения к людям безукоризненны в нравственном отношении, если учение Христово исповедуется не только красивым словом, но и красивым делом, то борьба с очерченными условиями не представит для деятеля неисполнимого труда. Напротив,—она будет почти легка. К условиям случайным, влияющим на развитие пьянства, мы относим прежде всего соседство городов с деревнями и ярмарки и базары. „Подгородный“ крестьянин настоящим крестьянином не считается. Близость соблазнов в виде кабаков, трактиров, разных притонов, — развратила его. Он в большинстве пьяница. Затемъ—тянется изо всех сил за мещанством в отношении устройства своего быта, иначе говоря,—допускает роскошество, о котором не мечтает крестьянин коренной, затюфяжный. Наконецъ—он возлагает свои житейския надежды не столько на земледельческий труд, которым занимается неохотно, сколько на промысел, чаще всего легкий, и на распродажу своих лошаков в виде дров со своего леса, участков земли, леса и пр.— Вот характерная иллюстрация. — О наших крестьянах, — пишет священник из г. На-ровчата, Пензенской губ.,—сложилось в нашей местности мнение, как о пьяницах. Сложилось это мнение, главным образом, потому, что крестьяне эти, владея большим количеством земли и богатыми угодьями, имеют возможность часть их сдавать в аренду и пропивать. Совершать общественную попойку они идут обычно в город,—и вот эти-то их путешествия туда и обратно и создали им славу пьяниц.— | — 1154 — Все ответы из подгородных мест свидетельствуют о развращающем влиянии города на деревню. Такое же влияние оказывают ярмарки и базары, являющиеся ареной повального пьянства. Вот что, например, пишут из гор. Хорола. — В дни базаров (три на неделе) и ярмарок, когда в городе собираются жители хуторов, сел и деревень верст за 25—30 в окружности, две винные казенные лавки торгуют на славу. Каждый за немногими исключениями считает долгом запить куплю - продажу, часто неудачную—убыточную, и часам к 12 дня уже попадаются выпившие, а в 3—4 часа, когда более блогоразумные поспешили убраться из города по домам, на площади и прилегающих улицах стон стоит от пьяного гама и шума, так как там остаются только пьяные. Пройти в такое время через базар и не нарваться на неприятность, на безобразную сцену, почти невозможно, а еще через полчаса половина этой обезумевшей оравы пластом лежит на площади и улицах, или-же на своих повозках, куда их с превеликим трудом водворяют заботливые жены и матери и в таком виде отправляют по домам.— Во многих местах пытаются бороться с городским влиянием, применяя в борьбе оригинальные, достойные подражания, средства. — „Чтобы прихожане реже ездили в город и реже выходили из влияния прихода и не расхулиганивались среди городских подонковъ",—пишут деятели села Ивановского Казанской губ.,— „нами сильно здесь распространяются такия чудные отрасли сельского хозяйства, как пчеловодство и садоводство. Пчеловодством занимается пока полприхода. За последние два года насадили 3.250 яблоней на пустопорожних землях; то и другое прекрасно отвлекают от пьянства."— Мы полагаем, что лучшею борьбой с городом является прежде всего повышение культурного уровня деревни, а затем реформа в области ярмарок и базаров. Проведение этой реформы могли бы начать сами крестьяне путем учреждения деревенских коопераций для продажи продуктов своего хозяйства. При наличности кооперации надобность в массовых поездках на базар отпадает, так как и продажу, и покупку может совершить один агент, уполномоченный на это обществом производителей. К случайным же условиям приходится отнести соседство и близость винокуренных заводов и мест раздробитедьной продажи, какой-бы характер последняя не носила, — тайный или явный. Соседство винокуренных заводов безусловно развращает деревню. Приводим наиболее характерные сообщения. Один священнник Орловской губернии пишет: — В полуторах верстах оть села находится винокуренный |