Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1137   >>>

  

— 1187 —

словом при торжественной обстановке; из распросов лиц, выдержавших обет, я убедился, что тут играет роль боязнь' Бога, перед лицом которого, так сказать, был дан обет, а во многих случаях желание избавиться от соблазна назойливых угощений, которые обыкновенно прекращаются по отношению к давшим зарок; у громадного большинства лиц, выдержавших зарок, самочувствие по отношению к спиртному после зарока было такое-же, как и до него, и некоторым выдерживать его было очень не легко; я встречал таких, которые выдерживали годичный зарок, причем все время у них было мучительное влечение к алкоголю; наличность самовнушения у выдержавших зарок, насколько можно было судить, возможно предполагать только у Э^еловек из 74 выдержавших зарок; но крайней мере, Ъни отмечали, что сейчас же после того, как был дан зарок, у них прекращалось всякое влечение к спиртному и им совершенно легко было воздерживаться.

Как было сказано выше из 368 данных зароков было выдержано 168, в общей сложности давших 74-м человекам 117 лет и 11 месяцев трезвой жизни; лишь у 16 человек из них наблюдались и без зарока свободные оть пьянства периоды, продолжительностью равные самым коротким из данных ими зароков. Очевидно, что без зароков мы не получили бы этих 117 лет трезвой жизни. Да и в 200 случаях, когда зароки не были выдержаны, обет нарушался часто в середине или конце назначенного срока, и, следовательно, и они дадут еще minimum 50 лет трезвой жизни, что является большим выигрышем.

Принципиальные противники зароков нередко называют этот обычай шарлатанством, но организаторы зароков, насколько я знаю, никаких обещаний в смысле чудесного воздействия их не дают, и в таком случае можно ли назвать шарлатанством, что люди религиозные стремятся помочь своему несчастий) тем, что связывают себя словом, данным во время молебна^по этому случаю; если вы сами, противники этого, не даете, никакой помощи этим несчастным, то не мешайте другим оказывать реальную помощь, каким бы способом это ни достигалось. Не может быть никакого спора, что лечение принесло бы им гораздо больше пользы, но пока лечение. алкоголизма не организовано достаточно широко и доступно, и пока оно не приобретет популярности среди народа, обычай „зароковъ" не только имеет право гражданства, но должен быть поддерживаем и распространяем.

Противники „зароковъ" указывают также, что в тех слу- ^ чаях, когда зароки не выдерживаются, обыкновенно начинают пить еще сильнее, и таким образом они приносят вред. Относительно этого у меня есть следующия цифровые данные: из 100 челов. дававших .зарок, было 74 человека, которые выдерживали, и 82 чел., которые не выдерживали; кажущаяся неправильность этих цифр происходить оттого, что нередко одно и тоже лицо один зарок выдерживало, а другой нет, и попадало в обе рубрики: из указазанных 82-х невыдержавших „за-

— 1138 —

рока", 45 человек, начав пить до окончания назначенного срока пили также, как и раньше, 4 человека пили даже менее, чем раныце, и 33 человека отметили, что они, прорвавшись, пили сильнее, чем раньше; следовательно, только в третьей части всех случаев можно было бы предполагать вред, но и тут, насколько я мог выяснить, сильнее пили они только первое время, так сказать, ноголодавшись, а потом шло нопрежнему; были, впрочем, и такие, которые отмечали ухудшение дела с этого момента, но и здесь можно еще сказать, что нередко и без зароков явления алкоголизма прогрессируют и не было ли тут простого совпадения. Во всяком случае, если даже у известной очень небольшой части лиц, дававших зарок, последние, предположить, повели к ухудшению дела, то несомненная польза „зароковъ" в других случаях во много раз перевесит эту отрицательную сторону их. Выдержавшие обет воздержания в течение нескольких месяцев, настолько оправляются и успевают привыкнуть к трезвой жизни, что весьма многим не трудно было бы воздержаться и далее; но, к сожалению, укоренился также прочно обычай начинать снова употребление спирт-ного, как только кончится срок обета, если не на другой день, то через несколько дней; после 168 выдержанных зароков только в 43-х случаях продолжали воздерживаться от алкоголя и то в течение от 2-х недель до нескольких месяцев, а остальные начинали нить в первые две недели.

Имея в виду, что алкоголики никогда даже и после лечения не могут перейти к умеренному употреблению спиртного, необходимо бороться с посленим обычаем путем раздачи брошюр, чтений и проповедей при давании зарока, где разъяснялось бы, что для них невозможец переход к умеренности, и выдержавшему зарок следует дорожить тем, что он привык обходиться без алкоголя и строго держаться того же далее.

Мной, было указано, что организуют эти зароки или О-ва трезвости, или отдельные священники; было бы желательно, чтобы это всегда устраивалось О-вами, .так как единоличное ведение этого дела может придать ему нежелательный характер личного расчета, и, кроме того, для дающих зарок но многим причинам весьма полезно записываться в члены О-ва трезвости, особенно если последние еще съуыеют обединять их и устраивать народные клубы; да и членские взносы, которые должны быть но возможности минимальные—50 — 25 кои., пошли бы на расширение культурно-просветительной деятельности этих О-в; для примера укажу на Московское Дорогоыиловское О-во трезвости, которое при 50 коп. взносе этих членов-сорфвнователей, которых за год перебывает около 8.000, содержит на эти средства библиотеку с платной библиотекаршей (безплатных подписчиков около 600), ежедневную вечернюю школу с посещением от 40 до 80 человек, воскресные чтения с туманными картинами, юридическое бюро и оплачивает священника и причетника для молебнов.