— Потная'!» проститутками показали, что большинство их именно отличается этими наклонностями. Для того, чтобы сделаться проституткой, женщина должна быть порочно предрасположена и это доказывается тем, что далеко не все женщины, стоящия в совершенно одинаковых условиях, избирают этот путь, если даже в одинаковой степени представляется возможность этого выбора? Неоднократно наблюдаются факты, как из двух сестер, стоящих в совершенно одинаковых условиях, одна бьется как рыба об лед и добывает себе пропитание тяжелым трудом, не сдаваясь ни на какие соблазны, а другая с легким сердцем берется за ремесло проститутки. С болезненно-норочным предрасположением бороться еще труднее, чем с материальными невзгодами. Здесь нужно поднять нравственный уровень целых классов общества и, кроме того, озаботиться и о физическом оздоровлении этих классов. Трудно сказать, в какой мере все это возможно и достижимо, но, во всяком случае, достигнуть этого очень и очень не легко. Все приведенные условия делают проституцию чрезвычайно стойкой, а насколько она стойка, мы можем судить по давности ея существования и но бессилию самых крутых мер, какия только когда-либо были направлены против нея. Ни истребление 32.000 мадианитянок, ни законы Генриха Ш, ни знаменитый уголовный кодекс Марии-Терезии не могли искоренить проституции, а, напротив, только усиливали ее. Не могли этого сделать и старания аболиционистов, предоставляющих проституткам полную свободу, во имя уважения к человеческой личности и открывающих убежища для заблудших женщин, где последния получают возможность заняться честным трудом. Борьба с проституцией путем регламентации или путем аболиционизма оказалась безплодной и таковой она и должна быть, так как ни то, ни другое не устраняет основных причин проституции. Не имела успеха и борьба с отдельными формами проявления проституции^ Искоренить одиночную проституцию еще труднее, чем закрыть дома терпимости, по понятным причинам. Активная борьба с проституцией, таким образом,—невозможна. Невозможна в том смысле, что ее нельзя вести круто, издавая запретительные постановления против тех или других проявлены проституции. Борьбу эту нужно вести исподволь, уничтожая все те причины, которые лежат в корне проституции, которые ее порождают. Для этого нужно заботиться о поднятии блогосостояния населения, о возможно широком распространении просвещения, о предоставлении женщинам возможности трудиться и, главным образом, об искоренении алкоголизма, этого главного возбудителя к порочной жизни и обусловливающого порочную наследственность и вырождение, наконец, о правильной постановке вопроса — о браке. Этим путем) хотя, может быть, и | — 1108 — очень не скоро, удастся добиться того, что проституция сделается лишней, ненужной, уничтожится как спрос на нее, так и предложение. Возможно даже, что все это произойдет само собой, без всякого посторонняго вмешательства. Пока же, на основании всех исторических и современных данных, приходится, к сожалению, мириться со злом, терпя проституцию. Но терпеть проституцию, допуская ея существование, не значит совершенно безразлично относиться к ней. Нужно только бороться не с самым фактом существования проституции, а с тем злом, которое от ноя происходит, сдерживать ее в известных пределах, чтобы она существовала лишь постольку, поскольку она пока необходима и неизбежна. Предоставленная самой себе, проституция, как мы могли убедиться в этом на многих примерах, становится слишком большим злом. Итак, наши положения сводятся к следующему: 1) открытие публичных домов не должно быть допускафмо ни в целях санитарных, ни в интересах общественной нравственности; 2) все существующие дома терпимости должны быть закрыты; 8) необходймо уничтожить регламентацию проституток; 4) на случаи, если бы дома терпимости были сохранены, — ставим резко и решительно требование к государству о воспрещении, под страхом тяжелой кары и денежной ответственности, продажи спиртных напитков в домах терпимости: 5) расширение области занятий, к которым допускаются женщины; 6) изыскание способов к обезпеченности работниц из простого сословия; 7) содействие нравственному воспитанию и образованию народа; 8) доступность врачебной помощи; 9) установление особого надзора за положением девушек в ремесленных, фабричных заведениях и на заводах и за домашнею женской прислугой, в смысле забот о нравственном охранении ея; ИО) изменение законов о сводничестве, так как наш закон ничего не говорит о сводничестве, со стороны посторонних, которое встречается наиболее часто; 11) установление карательного закона против язвы современного общества—сутенеров, так называемых котов, живущих на счет проститутки; 12) установление карательных мер за участие в торговле женщинами, и взаимная выдача преступников, уличенных в этом преступлении; 13) необходимо учреждать дома трудолюбия — оазисы для одиноких заброшенных женщин: а) при таких домах больницы для детей-сифилитиков; Ь) ночные дежурства, чтобы всегда, в каждый данный момент, женщина-проститутка могла найти пристанище; 14) необходимо поставить каждую спасенную женщину в такия условия, чтобы прошлая позорная жизнь не служила ей вечным укором (получение новых паспортов и т. д.); 15) необходимо вести широкую пропаганду среди юношества, которое часто в своем одиночестве не находит разумной и дельной поддержки. |