Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1087   >>>

  

— 1087 —

Для поднятия нашего общественного уровня необходимо воспитывать молодежь на принципах воздержания.

Употребление-же алкоголя не только порок, но и часть общественного зла. Алкоголь омрачает понятие об ответственности перед обществом. При более высоком уровне развития человека больше и его ответственность перед непросвещенными массами, поэтому противоалкогольное учение следует преподавать в юношеские годы, когда формируется характер и душевные силы человека. Медицина и общественные науки единогласно требуют полного воздержания. Мы своим образом жизни не только определяем для своего народа настоящее, но и его будущее.

С другим докладом на ту же тему выступил учитель ИИе-терсон из Киля, известный ревнитель воздержания. Он читал, как подготовить учителей поборниками воздержания. Не следует, говорит он, отводить особого места в школьных программах преподаванию противоалкогольного учения, но следует вести преподавание в связи с другими предметами. Преподавая учение о гигиене, особенное внимание следует обратить на вред алкоголя. Учитель должен вселить в своих учениках глубокое убеждение, что борьба с алкоголизмом наша ближайшая общественная обязанность. Поэтому первой задачею является ознакомление учителей с этим вопросом и привлечение их к борьбе с алкоголизмом, что лучшие всего можно достигнуть устройством курсов и распространением подходящих книг.

В учительских семинариях воспитанникам следует указать на те физические, нравственные и умственные пороки, которые иричиняются алкоголем не только организму отдельного человека, но всего народа. Было даже предложение воздействовать на учебные округа и министерство народного просвещения, чтобы при замещении учительских вакансий, давалось предпочтение учителям-абстинентам.

Следуюиций доклад д-ра Ивара Тулина „Как привлечь студентов к делу воздержания" возбудил большой интерес.

Всем известно, что пьянствуют не только студенты неорганизованные, но еще больше студенты, принадлежащие к корпорациям. Пивоиитие у корпорантов составляет даже целый культ.

Докладчик указал, что существуют два метода для привлечения учащейся молодежи к делу воздержания:

1) Обязательное преподавание противоалкогольного учения в учебных заведениях, и

2) Учреждение ученических кружков.

Последний метод более применим в школах высшого тина, так как в высших учебных заведениях такие кружки приучают молодых людей к воздержанию и серьезному изучению этого вопроса. Сухим преподаванием противоалкогольного учения в школе можно дать познания но этому вопросу, но никогда

— 1088 —

нельзя иди. воспитать человека борцом против алкоголизма. Для достижения последней цели пригодны кружки воздержания, организованные и руководимые самой молодежью.

Это подтверждается многолетним опытом в Скандинавии и в Соединенных Штатах. Швеция уже с 1892 года ввела в школе учение об алкоголизме, как обязательный предмет преподавания. В 1896 году учредили общество воздержания учащейся молодежи. Это общество распространило свой деятельность на все учебные заведения высшого типа (гимназии, университеты) и в настоящее время насчитывается 10,582 члена. Успехи, достигнутые введением обязательного противоалкогольного учения, были не так значительны в сравнении с успехами, достигнутыми этим обществом воздержания.

Общество породило новых энергичных борцов за идею воздержания, между тем как обязательное преподавание дало только небольшой запас познаний. Но как привлечь детей к организовали) обществ воздержания?

Это достигнуто в Англии так называемыми „кружками Надежды" ..Bands of ИИоре“. Студенческое общество воздержания в Швеции начало свой деятельность тем, что учредило в школах детские кружки воздержания под руководством более опытных товарищей.

В других странах, Швеции, Норвегии, Бельгии, последовали их примеру и везде обнаруживаются блестящие результаты.

М. Ауберт (Aubert) из Парижа указывала с своей стороны на деятельность учителей.

Учителей, говорит она, следует подготовить проповедниками воздержания. Профессора в высших учебных заведениях должны быть привлечены к этой серьезной борьбе. Студенты же являются лучшими распространителями светлых идей. Нравственная обязанность профессоров распространять среди студентов идею воздержания и привлекать их к борьбе с алкоголизмом.

Вечером в ‘/ДО происходить грандиозный митинг в Квинс-Галле. Невиданное зрелище! На сцене устроено бюро конгресса; за ним находится хор певцов. По одной стороне помещена группа матросов-абстинентов, а но другой флотские офицеры с седым фельдмаршалом Байтом во главе. Митингом руководил высший лондонский судья.

Действительно видно, что противоалкогольное движение в Англии ужо пустило глубокие корни. Торжественность царит в зале. Раздаются мелодичные звуки органа и постепенно усиливаются громогласно ликующие аккорды. Хорь поет гимн абстинентов, который оказывает на присутствующих чарующее сильное впечатление. Речи чередовались с гимнами и песня ми. Из всех речей более всего запечатлелась в памяти моей речь седого Байта:

„Пятьдесят лет тому назад, я стал в ряды абстшиен-