Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1074   >>>

  

— 1074 —

разыгрывавшей героические марши. Кругом сквозь аилодисменты прорывались голоса детей, кричавших „Ура". Процессия шла по главным улицам во главе с майором Коурзеии, верхом на лошади, в полной парадной форме. Впереди шел университетский оркестр, за ним ехало несколько городских пасторов в колясках, делегации от обществ трезвости. Одной из наиболее помпезных частей процессии было огромное количество школьников, с энтузиазмом маршировавших в жаре и ныли. Они шли колоннами вряд. Потом ехали автомобили и экипажи все в белом. Экипаж, декорированный красной материей, вез 4 женщин со знаменем в руках. Университетская корпорация со студентами и студентками шли со знаменами, на которых между прочим были надписи: „Лимонад — вместо кабаков завтра". Рядом шли старые солдаты, а затем „армия спасения“, сопутствуемая экипажами с группами женщин, изображавшими разные эмблематическия картины. Все одеты были в белое и несли американский флаг. Толпа гимнастов из университета шла возле, а за ней — экипаж с живописной сценой: „из кабацкой жизни". Тут была изображена мать, работающая за стиркой белья, а отец сидит на стуле и пьет вино из большой кружки, в то время, как трое детей забились в угол, грязные замаранные, отрфпанные.

Так был „осушенъ" в позапрошлом году город Митчель в штате Южной Дакоте.

В таком виде идет кампания против кабаков и в других местах.

В сентябре прошлого года в Чикого перед парламентскими выборами был устроен еще небывалый парад-демонстрация против алкоголизма. По улицам города ходила толпа до 40 тысяч человек, с флагами, с 3 оркестрами музыки. Останавливались на площадях, произносились горячия речи против кабаков. Тысячи 4 человек ехали в экипажах, автомобилях, в повозках с эмблематическими живыми картинами. На одной из таких повозок молодая девушка, вся в белом, пела стихи:

„Кабаки—дьявол, злой дьявол,

Но мы сотрем их с лица земли И низвергнем в преисполнило".

Хор из сотни голосов подхватывал эти куплеты.

Абсолютное запрещение торговли спиртными напитками—таков национальный вид борьбы с пьянством в Америке. Правда, там существуют и другия системы борьбы с алкоголизмом, но оне занимают второстепенное место в сравнении с тем, что представляет из себя первая. Высокое обложение патентов на продажу спиртных напитков и до сих пор еще многими рассматривается, как средство против распространения пьянства.

— 1075 —

И повсюду патентный сбор за продажу крепких напитков за последнее время значительно возрос против прежняго. Но большинство публики не придает большого значения этой мере, видя в ней лишь переходную ступень к абсолютному запрещению продажи спиртных напитков. В подтверждение этого взгляда приводят такия данные. По оффициальному исследованию за 1900 г. в 12 городах с низким патентным сбором, в 69 городах с высоким патентным обложением и в 9 городах с абсолютным запрещением торговли спиртными напитками, число арестов за пьянство и смертность от алкоголя представляются в следующем виде:

На 1

тысячу

населения.

1 « .

.

о а

гЛ

В городах.

Среднее чн сло жителей в городе.

Среднее чи сло кабаков.

Общее числ арестов н город.

Кабаков.

Арестов з; вьянство.

Всех арестов.

% смертности от алкоголя.

С низким нат.

сбором.....

48.700

155

3.936

3,16

41

80

23

С высоким пат.

сбором.....

50.270

141

2.556

2,82

27,6

51

31

С абсолюта, за

прещением тор

говли спиртными

напитками . . .

49.890

1.816

19,8

35,6

12

Как общее число арестов, так и число арестов за пьянство, значительно надает по этим двум усиливающимся мерам против кабаков. Но % смертности, падая сильно в городах, где существует абсолютное запрещение торговли крепкими напитками, не только не уменьшается, но даже несколько увеличивается в городах с высоким патентным сбором. Этот факт подчеркивается сторонниками решительного запрещения торговли спиртными напитками в свой пользу.

Один из серьезных упреков, делаемых против абсолютного запрещения торговли спиртными напитками, когда говорят об этой системе в других странах, заключается в том, что будто такое запрещение неминуемо вызовет страшное развитие шинкарства, и последнее зло — будет горше первого. Но для Америки это возражение отпадает. Как уже можно было видеть из изложенного характера борьбы против алкоголя, в Америке за соблюдением закона следят не только власти, но и само общество. Там шинкарству приходится чрезвычайно туго, так как над ним стоить контроль не только чиновничий, но и общественных организаций, более строгий и более действительный. Целая армия членов обществ трезвости и их сторонников ведет охоту за всяким нарушителем закона, который им удалось провести с таким трудом и борьбой. Там, где прошел этот закон, там, значить, большинство публики против