— 1060 — ственно в зависимости от потребляемого на индивидуума алкоголя или же влияют здесь и другия причины, ответить трудно, не уяснив себе количеств алкоголя, приходящихся в России на наличную душу пьющого населения, так как сектанты, могометане и т. д. водки не пьют. Но для уяснения помянутого вопроса встречаются неожиданные препятствия. Приводим ответ Главного Управления нескладных сборов и казенной продаже питий на ходатайство Пермского Губернского Земства по вопросу о борьбе с алкоголизмом 1908 г. Л5 535(5. „Наконец, пожелание Пермского Губернского Земства об опубликовании ежемесячных и годовых сведений о количестве проданного вина и вырученных от этой продажи деньгах по каждой винной лавке и о вывешивании, на каждой винной лавке таких ежемесячных сведений не может быть принято, так как осуществление этого пожелания затруднило бы делопроизводство и вызвало бы лишние расходы на него, а польза от такой меры более чем сомнительна11. Возникает естественно вопрос, нельзя-ли путем школы влиять на отрезвление народа, т. е. чтобы школа приняла деятельное участие в борьбе с пьянством. Я полагаю, что при настоящих условиях ждать результатов от школьной проповеди против пьянства крайне трудно. Для того, чтобы учителя могли сознательно отнестись к осуществлению этой важной задачи, необходимо; 1) чтобы они понимали взаимное отношение, существующее между понижением и повышением потребления алкоголя с одной стороны и понижением и повышением нравственного, умственного и экономического уровня данного государства с другой стороны; 2) необходимо, чтобы в сознании учителей крепло бы убеждение, что школа в борьбе с алкоголизмом может иметь успех только блогодаря своей общей целесообразной организации, а не вследствие того, существуют или не существуют в ней специальные курсы о вреде пьянства; 3) борьба с алкоголизмом может быть плодотворной .в тех странах, где общественные учреждения идут к общей цели одним путем, там же где задачи ведомств не согласованы, .успех в этом деле сомнителен. В Норвегии и духовенство, и учителя, и врачи, и представители общественного управления, и администраторы пришли к убеждению, что не месть и злоба, а только любовь и разум могут вывести народ из мрака к свету,—в такой стране успех школы в борьбе с пьянством был несомненен. Там же, где на желание познакомиться с размером пьянства опускается завеса тайны, в такой стране проповедь о вреде пьянства есть лицемерие. Подобная проповедь будет походить на нравоучение одного почетного человека, который выпивая изрядное количество водки за обедом при детях, для поучения их перед каждой рюмкой водки строил гримасу и говорил „пьют же люди такую гадость“. Культурной силой в борьбе против пьянства является цельность государственных и просветительных учреждений, а не | — 1061 — ряд отдельных профилактических мер в форме отдельных поучений, чтений и страшных надписей на бутылках водки „ядъ". Но спрашивается в какой степени наши современные школы (высшия и низшия) могут быть названы дельными организациями и при том находящимися по своим задачам в гармоническом отношении с другими учреждениями, влияющими на ход нашей культурной жизни. В качестве практического вывода из настоящого доклада я ставлю следующия два положения: ~ 1) Санитарным комиссиям губернским и уездным следует выяснить размеры пьянства населения в литрах алкоголя на наличную душу пьющого населения и сопоставить эти данные с болезненностью, смертностью и преступностью. 2) Принимая во внимание, что борьба с пьянством началась в Норвегии в тех местностях, где были обнаружены очаги заболевания проказой и принимая во внимание, что Ямбургский уезд находится в аналогичном положении, следует направить первые шаги государственной борьбы с пьянством на Ямбургский уезд и на местности, где обнаружены очаги проказы, так как распространение помянутой болезни (и кроме того всех заразных болезней) находится в прямой зависимости от степени алкоголизма населения. |