Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1049   >>>

  

— 1049 -

человек посещают вечерние курсы или другим способом стараются восполнить свое образование. При таком упадке духовных интересов не мудрено, что развивается сектантство среди рабочих. И в нашей фабрике не мало рабочих, которые в религиозных сектах ищут удовлетворения своих духовных потребностей.

И в этом море горя и несчастий хорошо живется только кабатчикам. На всех углах и перекрестках зазывают к себе рабочих их „друзья", которые, улыбаясь, кладут в мошну наши гроши...

Убегая оть несносной жизни, мы запутываемся все более и более и нет надежды, что в ближайшем будущем нам удастся хоть отчасти заинтересовать наших товарищей более высокими стремлениями.

В промышленности теперь застой. Число рабочих дней все сокращается, заработок уменьшается. Но кабаки переполнены. Что делать, как поступать, чтобы открыть глаза своим несчастным товарищам, которые ищут забвения своего горя в кабаке? Я думаю, что следовало бы учреждать группы трезвенников на каждой фабрике. Но нет инициативы, нет пред-. нриимчивости. Боятся насмешек и острот, которые посыплются со стороны пьющих и малосознательных товарищей. Я уже писал, что на пьянство при работе фабричная администрация смотрит сквозь пальцы. Но бывает, что старший рабочий, под наблюдением которого работает то или другое отделение, сам пьянствует вместе с рабочими своего отделения, как при работе, так и после нея. Он сам ведет счета по попойкам, и все дела с рабочими решает в кабаке. Празднование именин в кабаке для всякого обязательно. Мастера слушаются указаний старших рабочих и, чтобы получить лучшую работу, нужно угостить старшого рабочого. А рабочий, который этого не делает, попадает в разряд сомнительных и боясь совсем потерять работу молчит и переносит всякия притеснения и грубости. Вот какия у нас условия. И это не только у нас.

Так рисуют сами рабочие те условия жизни и работы, которые вызывают и поддерживают в их среде пьянство. Картина безотрадная и надежды на перемену к лучшему при существующем экономически придавленном и политически безправном положении почти никакой. Повлиять заметным образом в смысле уменьшения пьянства в рабочих массах могли бы только сильные и широкия рабочия организации. Пример и убеждения отдельных лиц заметных результатов дать не могу т. А какая может быть речь об организации рабочих при теперешнем политическом курсе, когда ва совместную беседу несколько человек о подготовке к I всероссийскому съезду участников этой беседы сажают в тюрьму и держать там месяцами?

Не многим лучше обстоит дело и в деревне; как уж указано, на воззвание об—ва трезвости „Аусеклисъ" доставлять сведения о тех условиях, которые способствуют распростра-

— 1050 —

нению и поддержанию пьянства из различных волостей Лифляндской и Курляндской губерний поступило 15 ответов. Не имея возможности привести все их полностью, приведу только два наиболее характерных, а из остальных добавлю то, о чем в этих двух не упоминается вовсе.

I. Ответ из Кокфнгузенской волости.

Пьянство у нас отчасти поддерживается старыми^ предрассудками и традициями, которые передаются из поколения в поколение, отчасти же причиной пьянства является темнота, невежество и недостаток самосознания. Большую роль в распространении пьянства играет и угнетенное экономическое положение, которое многих доводит до отчаяния.

Разрешенных корчем в Кокенгузенской вол. 5. Из них один трактир. Тайных мест продажи крепких напитков 4, где продается монопольная водка. Корчмы посещаются только окрестными крестьянами, посетителей нет. Все пять корчем .принадлежат местным немецким баронам.

Никаких мер для закрытия этих корчем со стороны местного населения предпринято не было и если бы даже было возбуждено ходатайство о их закрытии, то при существующем положении нет никакой надежды, на удовлетворение такого ходатайства. Пьянство развито весьма широко. Больше всего пьянствуют поденные рабочие, мелкие ремесленники и батраки, а, за ними следуют дворохозяева. О размерах пьянства можно судить уже потому, что одной аренды бароном эти пять корчем уплачивают 10.000 рублей, причем один Кокенгузенский трактир уплачивает аренды 5.000 р. в год, а в Кокенгузенской волости всего 800 чел.

II. Ответ из Веталв-0д8фнской волости.

„В нашей волости и соседних с ней пьянство развито весьма сильно и развивается все больше и больше. Пьют по старой привычке, а достать водку легко в виду большого числа явных и тайных мест продажи спиртных напитков. Многие считают особой честью напиваться до пьяна и ругают баптистами, сектантами, скрягами и т. д. тех, которые не пьют. В 1905 году тайная продажа водки по требованию народа была почти совсем прекращена и несколько корчем (разрешенных) были закрыты. Теперь же все опять восстановлено и пьянствуют во всю. Пьянствуют все, но больше всего сельскохозяйственные рабочие (батраки). Никакого движения в пользу трезвости у нас незаметно.

Стремление к самообразованию и другие духовные запросы скорее падают, чем прогрессируют. А местное блоготвори-