Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1029   >>>

  

— 1029 —

Пьянство отдельного человека можно еще объяснить иногда порочностью, извращенностью натуры. Но пьянство маисовое, пьянство целых классов имеет, как мы видели в основе своей, другия причины.

Этими же причинами, как мы выше убедились, объясняется и то обстоятельство, что повышение налога на спиртные напитки, ухудшая экономическое положение трудящихся масс, всегда влечет за собой не уменьшение, а усиление алкоголизма. С другой стороны, всякое стойкое повышение уровня жизни, всякое нормальное и постоянное увеличение заработной платы влечет за собой ослабление алкоголизма. Так, в десятилетие с 1893 до 1903 гг. бельгийская промышленность переживала время значительного подъема. Заработная плата рабочих углекопов неизменно повышалась и с Зх/2 Фр- в 1893 достигла слишком 5 фр. в день в 1903 г. Параллельно с этим повышением заработной платы шло полижете потребления спиртных напитков и с ИО литров в 1893 г. до 8 литр. в 1903 г. После франко-п русской войны в начале 70-х годов Германия, разжиревшая на пятимиллиардиую контрибуцию, полученную от французов, переживала расцвета промышленной жизни, заработная плата рабочих также значительно повысилась. И вот на всех углах и перекрестках, во всех буржуазных журналах и газетах стали кричать, что пьянство, блогодаря повышенной заработной плате, неимоверно усилилось, что рабочие пропивают излишек зароботной платы. И эти крики раздавались до тех пор, пока за исследование этого вопроса не взялся Август ПИМоллер. И научное изучение, статистическия данные показали ему, что рабочие не пропивают повышения заработка, а сберегают его; в 1869 г. в сберегательных кассах было сбережений 53 м. тал., а в 1872 г. 84 м.!

Связь между пьянством и нищетой, связь между пьянством и современным капиталистическим строем до того ясна и неразрывна, что даже ученые, никогда не занимавшиеся специальными вопросами, далекие от всех социальных проблем — медики, физиологи, гигиенисты должны были в своих трудах но физиологии, медицине, пшене признать эту связь. Известный психиатр профессор Крепелин говорить: „Кузнец пьет водку из-за жары, в которой ему приходится работать, извощшгь пьет из-за холода, мельник из-за обволакивающей его пыли, каменьщик пьет, глотая каменную пыль, мотальщики и выду-валыцики стекол пьют из-за страшной жары". Не могут не пить и вдыхающие разные вредные нары и газы, отравляющиеся-свинцовой пылью. Я уже приводил выше воззрение отца современной физиологии о тесной связи между пьянством и нищетой; В своей недавно вышедшей книге на немецком языке „Физиология пищи и питания* (Phisiologie der Nalirung und der Ern&hrung, стр. 104), он выражается дословно так: „Все народы пьют в настоящее время спиртные напитки. Профессиональный труд ведет часто к переутомлению. Но при современном строе рабо-

— 1030 —

тающий не имеет возможности каждый данный момент позволить себе необходимый отдых согласно основному требованию физиологии и гигиены. Современный труд, окружающия условия жизни требуют великого долготерпения, и это долготерпение дается приемами спирта*.

Если мы мысленно перенесемся к тем мерам борьбы с пьянством, которые имели место в Западной Европе и Америке, не говоря уж о России, мы поразимся тому удивительному несоответствию между этими мерами и коренными причинами, которые являются истинной основой современного алкоголизма. И если мы спросим себя, чем же объясняется это странное несоответствие, то ответ на этот вопрос дается нам уяснением себе существ современного капиталистического строя..

В алкогольное дело вложены колоссальные капиталы, дающие не миллионные, а миллиардные доходы. И праздной мечтой было бы ожидать, совершенно несерьезно было бы думать, чтобы все те, в чьих интересах сохранение современного капиталистического строя, могли предложить меры, клонящияся к изъятию этих каиит. и потере этих доходов. Наоборот, но мере дальнейшого развития капиталистического строя следует ожидать, что как капиталы, вложенные в алкогольное дело, так и алкогольные доходы, силой вещей еще более будут возрастать, подобно капиталам, вложенным в другия капиталистическия предприятия, что в действительности и замечается из году в года». Ведь мы уже знаем, что в 60-ых годах, когда обозначился полный крах всех прежних обществ трезвости, всех предыдущих систем борьбы и стали выясняться истинные причины алкоголизма—мы знаем, что было тогда нечто, что мешало деятелям трезвости ринуться в борьбу с этими основными причинами, и борьба пошла но совершенно другому руслу, не имеющему никакого отношения к этим причинам. Это нечто, как мы сейчас увидим, есть кровное сродство всех органов борьбы с пьянством с современным капиталистическим строем. В самом деле, что представляет собой эта прославленная Готенборгская система? На словах, это безкорыстный орган борьбы с пьянством. А на деле? На деле эта система родное, милое дитя своего капиталистического века. Начнем с того, что участники монопольного Готенборского общества получают от 5 до 6% на вложенный ими капитал. Известно же, что тысяча и тысячи людей вкладывают свои капиталы в государственные процентные бумаги, дающия нередко не 5, а 4, даже 3% (как, напр., ви* Англии), и поэтому получение безусловно верных 5,6% обществом, получившим притом монополию на продажу водки, нельзя ни в коем случае считать безкорыстием, незаинтересованностью „в пьяном деле44. Мало того, директора, заведующие этих обществ получают независимо от всего из питейной прибыли постоянное и довольно высокое содержание. Наконец, но исследованию, произведенному английским правительством, продавцы водки получали не определенное жалование, а известный процент