Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1005   >>>

  

— 1005 —

Винокурня и корчма, как продукт немецкой феодальной культуры облогодетельствовало народ не только во время польского владычества, но продолжало свой культурную миссию и во времена гуманного шведского правительства. И при нем дворянство, и только оно, пользовалось в своих вотчинах правом винокурения, пивоварения и устройства питейных заведений в виде корчмы. Это исключительное право, сопряженное только с дворянскими вотчинами носило характер реального нрава. Как винокурение, такъ' и пивоварение и продажа питей, считавшияся аристократическими промыслами, конечно, были освобождены от всякого акциза и других сборов и податей.

Когда Лифляндия была покорена Петром Великим, то прежде всего дворянство выхлопотало себе утверждение привиллегий короля Сигизмунда II. Государь, в целях коего не было ломать веками сложившийся строй, двумя жалованными грамотами утвердил „стародавние“ провинциальные права, в надежде таким образом содействовать наикренчайшему сближению новоприобретенных провинций с остальной державой своею. Конечно, было утверждено и вышеозначенное ценное право дворянства. Винокурение, пивоварение и продажа питей составляли реальное право владельцев дворянских вотчин. Понятно, что винокурение, поставленное в привиллегированное положение, пышно и скоро развилось, разоряя население и обогащая членов дворянского сословия.

Корчмы были разделены на две категории:

1) на так называемые „привиллегированные корчмы44, которые имели право принимать проезжих, путешественников и устраивать стадолы: помещения для лошадей и подвод;

2) на мызные и мельничные корчмы (шинки) (кабаки), которые пользовались только правом продажи нитей. К привиллегированным корчмам принадлежало специфический вид прибалтийской корчмы и своего рода уникум: церковная корчма. Увлечение чисто дворянской промышленностью винокурения в то время было столь бурное, что возник вопрос, имеют ли пасторы право ad majorein Dei gloriam, состязаться с рыцарями в этом похвальном промысле; вожделения пасторов отчасти были уважены Министром Юстиции распоряжением от 7 августа 1774 г., коим разрешалась выделка спирта в пасторатах, столько, сколько уродилось хлебов в оных.

Правительство нисколько не умаляло привиллегий дворянства и таковые получили свое полное и точное выражение как в законодательных актах, касающихся крестьянского сословия от 18, 19. 1849 и 1860 годов, так и в II части Св. мест. узак. от 1864 года. Статья 888 этого кодекса гласит так: особые нрава, присвояфмые собственнику дворянской вотчины суть: „право винокурения, пивоварения и продажи хлебного вина, нива и съестных припасов, а также право заводить и содержать мельницы, корчмы и шинки, согласно с существующими о том постановлениямим.

— 1006 —

Статья 892, того же кодекса, касающаяся особых прав по-местного собственника в Курляндии, гласит следующим образом: п. 2, он имеет „право винокурения и пивоварения а также и право заводить и содержать мельницы, корчмы ии шинки, для продажи хлебного вина, пива и других напитков и съестных припасов соответственно существующим о том постановлениям

Так как право винокурения и продажи нитей принадлежало собственникам дворянских вотчин как реальное право, как привилегия, сопряженная с землею, правительство считало себя обязанным заплатить владельцам дворянских вотчин в Прибалтийских губерниях вознаграждение за уничтожение этой при-вилегии при введении винной монополии.

Потерпели ли материальные интересы владельцев дворянских вотчин от уничтожения привилегий: открывать и заводить и содержать корчмы,—в том размере, как это было заявлено правительству и не было ли последнее введено в заблуждение, об этом будет сказано несколько слов в конце доклада.

Итак, дворянское сословие, в силу дарованных ему грамот Петром великим было наделено в И710 году иривилегиею, которая была отменена только в 1910 году.

Утверждением помянутой нрипилегии за пришлым немецким рыцарством, последнему была дана возможность шелестящим образом реализировать свой, промыслом ему начертанную куль-туртрегерскую миссию над коренным населением края, доказать, что оно действительно было достойно того высокого положения, тех исключительных прав и выгод, которыми оно пользовалось в целях сближения провинции с остальной частью Российской Империи, и при том во имя гуманности и культуры. Но власти просвещеииейшого, высшого сословия: дворянства стояло или потакать низменным склонностям низших сословий или всячески облогораживать таковые и подымать народ на более высокий культурный уровень.

Прибалтийский край, поставленный в привилегированное, касательно винокурения, пивоварения и продажи нитей, положение, скоро прославился огромными размерами выделки спирта. Винокурение распространилось с разительной быстротой, так как оно давало громандые доходы при рабском труде. Потребление водки принимало такие ужасающие размеры, крестьяне впали обменом хлебов против излюбленного напитка: водки, в такое физическое истощение и изнурение, что не годились для барских работ.

Наконец Ландтаг в 17G5 году запретил обмен хлеба против водки и продажу водки бочонками. В то время сыновья наших прибалтийских баронов служили в войсках разных европейских королей и корольков, или учились за границею и, туда, за границу, утекали добытые винокурением и корчмами золотые реки.

Крестьяне разорялись окончательно: непомерным потреблением спиртных напитков, к чему их систематически соблаз-