— 957 — помощи начальной школы, где на объяснительном чтении должно выясняться детям, что вино яд, что вино приносить только вред телу человека и губить человека, что цель жизни человека познать все окружающее и стремиться к совершенствованию. Если это будет проведено в жизнь чрез духовную школу трезвым, но не пьяным учителем, то пьянству будете положен конец и Русь будете спасена. В начале своего сообщения я сказал о ночлежных приютах: они наполнены наследственными алкоголиками из интеллигенции, учителями несчастных случайных ночлежников, пришедших из деревень для ириискания работы. Ночлежники-пьяницы интеллигенты, люди ненормальные, убеждают других ночлежников, что их обязаны кормить имущие, потому что они имеют. Они предъявляют свои нрава, но не хотят себя ничем обязывать, они считают себя обиженными кем-то, все по их мнению виноваты в том, что они ничего не имеют, а они, не желая ничего делать, нравы во всем. Пришлые из деревни, пробыв в ночлежном год, проходят весь курс ночлежпого учения, уподобляются этим ненормальным людям, делаются бродягами, преступниками, пьяницами, недовольными жизнью, озлобленными против имущих, получают отвращение к честному труду. И потому, чтобы прекратить это спаивание пришедших из деревень и калечено их, необходимо немедленно устроить вдали от городов принудительные больницы для алкоголиков и работные дома, куда высылать всех, неимеющих определенных занятий из больших городов и поставить дело так, чтобы они были в состоянии содержать эти больницы и работные дома своим трудом, а над ночлежными домами в городах устроить строгий контроль, чтобы неимеющие определенных занятий, в них не проживали, или отправлялись на родину, а если этого не пожелают, то должны быть отправляемъ! в принудительные работные дома, которые и должны быть устроены на средства попечительства о народной трезвости. Я более 16 лет наблюдаю за жизнью ночлежных приютов и убедился, что большинство ночлежников пьяницы и большинство сделались таковыми под влиянием учителей ночлежников. Некоторые из них пьют ежедневно, как говорят, умеренно, т. е. не больше того, чтобы удержаться на ногах и считают необходимым выпить с устатку. Другие все, что остается от заработка, пропивают, оставляя на ночлег 2—3 копейки и, наконец, третьи работают неделю, скапливают значительную часть денег, долго воздерживаются, и, соблазнившись раз, пропивают все скопленное в несколько дней или, напившись до безчувствия и обобранные до чиста товарищами по ночлегу, выпрашивают милостыню и опять принимаются за работу. Дети, просящие милостыню но улицам, в большинстве дети пьяниц, делаются также пьяницами потому, что унаследовали этот норок от родителей, как сказал еще Плутарх: пьяницы рождают пьяниц. | — 958 — Но если возможно вырождение, то возможно и возрождение, если будет обращено внимание на правильное воспитание этих детей в духе трезвости в особых приютах, но не избавятся дети пьяниц от пьянства, так как все, что они получают от помогающих в самоубийстве блоготворителей, они употребляют сначала на сласти, затем на папиросы и, подорвав свой нервную систему этих не менее ужасным ядом-никоти-ном, переходят с возрастом к пиву и затем водке. Поэтому необходима борьба с уличным нищенством детей, и родителей, посылающих своих детей для прошения милостыни по улицам, следует привлекать к ответственности, а детей, если они являются безприютными,—помещать в приюты при работных домах или в особые детские приюты, так как, если они останутся без призора, то из них получатся те же пьяницы и преступники. Громадную службу могут сослужить при борьбе с пьянством церковные попечительства, оказывая материальную и нравственную поддержку своим прихожанам. Церковные попечительства и духовенство, близко стоящия к населению и знающия его нужду, могут положить конец возникновению и развитию пьянству в народе, в них единственное спасение, что показала нам история борьбы с пьянством до 1850 года, что было отмечено в прекрасной речи его преосвященства епископа Митрофана. |