Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 909   >>>

  

— 909 —

вает эту доходную часть от мерзавчика в государственном бюджете.

Питейное ведомство не желает считаться с мнением народных представителей и ничего не желает делать, чтобы перевести потребление напитков на безвредный путь. Напротив оно употребляет громадные средства к тому, чтобы укрепить привычку к крепкому сорокаградусному спирту. Финансовое ведомство указывает на трудную борьбу с народным пьянством. Да народ то русский и не. просит и не просил, чтобы питейное ведомство приняло на себя задачу по борьбе с пьянством и его представители в парламенте заявляют только: не мешайте нам отрезвлять народ. Вы не с пьянством боретесь, а с народной трезвостью. Уйдите с дороги, не мешайте нам делать большое народное дело в целях насаждения трезвости, нравственности и поднятия его до сытого куска хлеба. Отойдите от народного порока и не обслуживайте его вашими мерзавчиками, тайными шинками и пр., и народ сам справится с страшным злом. Выбросьте из бюджета питейный доход и откажитесь от права открывать кабаки но вашему усмотрению.

Нас, абсолютистов, постоянно упрекают в излишнем риго-ризме. Мысль нашу о „полном запрещении производства и продажи спиртных напитков, как предмета народного потребления" называют несбыточной мечтой, утопией. Так-ли это. Здесь не в мечте дело, а в том, как возместить питейный доход казны в несколько десятков миллионов рублей. Алкоголь признан наукой ядом. Следовательно, весь вопрос заключается в том, как заменить доход получаемый от продажи этого яда, другим доходом.

Нельзя же вычеркнуть из нашей государственной росписи эти десятки миллионов рублей и ничем их не заменить. Вез этих миллионов роспись останется невыполненной и тогда, конечно, нельзя уже мечтать ни о какой свободной наличности. В этом вся суть вопроса. Если это так, если все ученые и все культурное общество признают, что алкоголь отравляет народ и является одним из могучих факторов его вырождения, то причем же тут наш ригоризм, если мы ставим резко вопрос

о запрещении продажи и производства спиртных напитков. Теперь уже пьет не только взрослое мужское население, но и женщины, пьют подростки и дети,—явление прежде неслыханное. Достоевский был нрав, когда в своем дневнике писал, что „загноился народ от пьянства... иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие". Он доказывал нравствешиую смертельность пьянства: „оно ско-тинит и зверят человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, тупит перед всякой доброй пропагандой, а главное—неотразимо стоит над человеческой волей и искореняет всякую человечность".

Русское общество должно считаться с такими фактами, как общее понижение блогосостояния земледельческого населения.

— 910 —

Усиливающиеся неурожаи с обостряющимися их последствиями, несомненно, указывают, что здесь мы имеем дело не с какой-либо несчастной случайностью, а именно с очень тревожным признаком, явно свидетельствующим о расстройстве хозяйственного положения весьма значительной части земледельческого класса. И, конечно, в числе других причин этого явления алкоголь занимает первое место. Нам будут доказывать, что умеренное потребление алкоголя не вредно; „блогоразумно" выпивать - даже полезно, а потому наше требование об абсолютном воздержании—представляется утопией и несбыточной мечтой. На это мы отвечали и всегда будем отвечать: умеренность не свойственна русскому народу, каждая же капля алкоголя—безусловно вредна организму человека и постепенно подрывает его силы. Спрашиваем же своих противников: кто из них желает видеть нашу родину трезвой, здоровой и зажиточной. А так-ли это теперь? Пора же бросить все эти уловки и прямо смотреть на вопрос. Страна наша нуждается в сотнях миллионов рублей. Мы получаем теперь эти сотни миллионов, с русского народа, но в тоже время отравляем его. Дайте нам эти сотни миллионов из других источников и мы откажемся от питейного дохода, который действительно губит народ нравственно и экономически.

Нас крайне поражает, почему люди не хотят просто и трезво смотреть на вопрос.

И, так, мы полагаем, что все дело в сотнях миллионах.....

В поисках за этими миллионами и должна выразиться работа нашего финансового ведомства и народных представителей.

Теперь сотни миллионов получаются путем распределения в народном организме медленно, но сильно действующого яда, па душу надает около 21/* рублей. Чтобы уплатить этот налог население отравляется, теряет здоровье, теряет рабочие дни. Учесть невозможно чисто материальные потери, в народном хозяйстве, которые причиняет пьянство.

Следует найти иные источники и в этом главная суть вопроса.

Из статистических исследований, произведенных в Великобритании, оказывается, что в Ирландии тысяча человек земледельцев могут прокормить самих себя и 1.520 других потребителей; в Англии же тысяча человек могут прокормить 3.175 других людей. Стало быть, земледелие в Англии совершеннее, чем в Ирландии. Весь экономический прогресс состоит именно в том, что один человек может произвести больше предметов, чем необходимо для него самого. Чем больше ка-кой-нибудь рабочий может произвести одних продуктов, тем больше останется свободных людей для производства других, тем больше будет продуктов в обществе, т. е. тем больше будет богатства.

Россия одна из богатейших стран в мире, если даже принять в соображение те только продукты, которые она сама мо-