Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 903   >>>

  

908 -

собрания, городской голона или-в уездных Комитетах губернских городов, член городской управы.

Приведенный перечень назначенных членов Комитетов о народной трезвости слишком ясно говорит, что если даже и было желание подчинить наблюдение народного потребления вина общественному контролю, то „это не было осуществлено“. Говорить об общественном контроле при подобном составе Комитетов отнюдь не приходится. Это контроль различных министерств. Ибо члены из представителей городского и земского самоуправления фактически растворялись в „чиновном море44.

Почетные члены и члены соревнователи это только почетные члены и члены соревнователи хотя и с правом голоса.

В Губернских и Уездных Комитетах по существу имелись две странности. Исполнительными органами явились лица до того заваленные своей служебной работой, что о работе общественной они и думать не могли. Возможно, что в виду этого соображения и образовался отряд членов-соревнователей. Но все же это были люди, так сказать, пришлые. А затем участие в Комитетах представителей от акциза.

Конечно, эти представители люди образованные и интеллигентные, если даже они и не знают теории политической экономии, то им легко растолковать ея непреложные законы. С ними можно сговориться на тему, что уменьшение пьянства, улучшая народное блогосостояние, увеличивает платежеспособность населения и, таким образом, ни в каком случае не может отзываться неблогоприятно на финансовом положении государства. Но, непосредственным передатчиком казенного вина населению является, все же, сиделец винной лавки. Каков может быть уровень его развития? Особенно, когда противовесом его пониманию экономических законов, является его личное блого, в виде оклада. Сколько ему ни толкуй про высшия цели винной монополии, он понимает одно: продает много—оклад больше; продает мало —оклад меньше. Против такой „экономической философии44— „высшия цели44 бессильны. И „низшие агенты министерства финансов4* должны были тяготиться и тяготятся своим положением невольных трезвенников.

Наконец и наша „Верхняя Палата44, после семимесячного обдумывания проекта об упразднении Попечительства о народной трезвости, 5 Декабря 1907 г. зоговорила о пьяном деле.

Попечительства обходятся казне в 4 миллиона рублей ежегодно, а пьянство все растет да растет. При 11И2°/0 прироста населения пьянство увеличивается на 13°/0, т. е. почти в десять раз быстрее. Ведь эта скорость наводнения и пожара—недаром водка совмещает свойства отчия и воды. Спрашивается к чему же тратить еще миллионы на звучащее дьявольской иронией „ио-нечение4* о народной трезвости? На эти миллионы можно бы содержать восемь тысяч школ. Таков смысл законопроекта, внесенного г. Чсреванеким. Против него энергично выступил г. Коковцев, в качестве министра финансов, и г. Таганцев.

— 904 —

Но прежде чем перейти к изложению суждений Государственного Совета но проекту об упразднении попечительств, мы позволим напомнить читателю 7-ой пункт из десяти положений к докладу нашему, прочитанному 12 лет тому назад. Бог оно.

Ясное сознание необходимости участия общественных сил в проведении реформы и столь же ясная постановка самых задач, подлежащих ведению этих сил в лице попечительств о народной трезвости, оказались в полном несоответ-ствии с самой организацией попечительств с их наличным составом. Недостаток общественного элемента, часто правительственный характер этих учреждений составляют самую невыгодную для дела сторону организации, борьбы с пьянством путем этих новых установлении.

Б докладе нашем мы подробно останавливались на полной несостоятельности этих учреждений. Это был, повторяем, 12 лет тому назад.

Заявление В. П. Череванского, подписанное 39 членами Совета о проекте закона об упразднении попечительств о народной трезвости.

Самый проект закона составлен весьма категорически; попечительства о народной трезвости совершенно закрываются, имущество их ликвидируется и передается в распоряжение городских и земских общественных учреждений на цели народного образования или народного здравия. Объяснительная к проекту записка дает строгую и суровую критику деятельности попечительств, открывает полную их ненужность и непроизводительность затрат на них.

Попечительства существуют уже более ИО лет и результаты деятельности их можно считать вполне выяснившимися.

Три задачи входят в сферу деятельности попечительства»: 1) наблюдение за соблюдением правил о торговле крепкими напитками, 2) отвлечение народа от злоупотребления крепкими напитками и 3) лечение алкоголиков.

Для иллюстрации • успешности первой задачи г. Череванскиии между прочим приводит такия цифры: за открытые членами попечительств нарушения правил о продаже вина в 1903 г. поступило, согласно уставу попечительств, в их ресурсы всего 278 руб.; между тем действовало в этом году 651 комитета и само министерство финансов нисколько не скрывает, что у нас тайная торговля вином прямо таки процветает.- Иного результата, конечно, и ожидать нельзя: нельзя же в самом деле требовать, чтобы все члены комитетов, занимающие высшие посты в губернии, занимались выслеживанием корчемников, взяли бы на себя чисто полицейския и далеко неприятные обязанности.

Немного более успешна и другая сторона деятельности нопе-чительствъ—отвлечение народа от пьянства. В этой сфере наиболее привились чайные и чайно-столовые; число их к 1903 г. достигло 3,790, от 7 до 128 на губернию; почти все эти учреждения несут убыток в размере приблизительно 200 250 руб.