Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 876   >>>

  

— 876 —

кием его будет определен опекун. Известно также множество другихгь решений волостных судов, коими пьяницы устраняются от управления хозяйством. Думается, из этого можно вывести заключение, что как ни снисходительно смотрят у нас до сих пор на пьянство, сознание вредных последствий его не может отсутствовать и в более широких слоях русского населения, и что, в ожидании счастливого, но отдаленного дня, когда у нас вступит в силу запретительный закон,—пока что институт опеки за привычное пьянство, будучи введен в действие, станет еще много более популярным, чем в Германии за первое десятилетие действия В G В.

Сводя все вышеизложенное, я позволяю себе предложить съезду принять следующую резолюцию:

„Первый Всероссийский Съезд но борьбе с пьянством выражает пожелание, чтобы в составленный Высочаиише учрежденной Комиссией Проект Гражданского Уложения при внесении его на рассмотрение Государственной Думы были внесены следующия изменения.

1) Возложение на опекунов над привычными пьяницами, наряду с заботой об имуществе подопечного, и заботы о личности его, с предоставлением опекуну нрава определения местожительства опекаемого, в видах установления возможности принудительного лечения хронических алкоголиков в особо приспособленных лечебных заведениях и охраны общества и семьи привычного пьяницы от Василий со стороны последняго;

2) Дополнение Проекта постановлением следующого содержания:

„Обязательства, возникшия из отпуска в кредит спиртных напитков для потребления их на месте отпуска, признаются недействительными.

„В равной мере признаются недействительными и залог, заклад, неустойка и поручительство, установленные в обезпечение подобного рода обязательств.

„Требования по обязательствам, указанным в первой части настоящей статьи, не подлежат зачету

Доклад Е. М. Ку лига ера.

Особые меры по отношению к преступным алкоголикам.

и.

В ряду факторов преступности алкоголизму принадлежит одно из первых мест. Это положение ныне бесспорно; оно твердо установлено наукой и повседневным опытом судебного деятеля.

Особенно сильно, особенно наглядно сказывается влияние пьянства на телесных повреждениях и плотских преступлениях.

„У кого вой?—читаем мы в притчах Соломона, у кого стонъ? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходить отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживаете^ ровно; впоследствии как змея оно укусит и ужалит как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен и сердце твое зоговорить развратное “.

Изучение природы алкогольного отравления свидетельствует о том, что пьянство должно приводить ко всевозможным необдуманным зверским поступкам. Уголовная статистика подтверждает, что так оно и есть.

Но роль алкоголизма, фактора преступности, далеко не исчерпывается тем, что в состоянии опьянения легко совершаются импульсивные акты, а запойное пьянство создает то нравственное огрубело, на почве которого процветают так наз. Roheitsdelikte. И в социальном организме работа червя на поверхности особенно заметна, но особенно губительна в глубине. Так, если нельзя не счесть несколько преуаедиченным утверждение поборников полной трезвости, что „каждая капля алкоголя у родителей проявляется в капле глупости у детей", то приходится признать, что в огромной массе именно из детей пьяниц состоять те социально слабые и недоброкачественные элементы, которыми пополняются кадры и нищих, и бродяг, и идиотов, и проституток, и преступников.

Вообще, к алкоголизму, как фактору преступности, вполне