— 862 - Причины пьянства лежать в общественных условиях, но эти же общественные условия порождают борцов с пороками и болезнями, в том числе и с алкоголизмом. Необходим духовный подъем, необходим своего рода религиозный энтузиазмъ! Борясь с пьянством, мы заботимся не только о здоровье современного поколения, но в тоже время выполняем свой доли» перед поколениями грядущими. Победим пьянство, победим разврат, и тогда грядущия поколения сумеют воздвигнуть царство радостного, свободного труда. Народ с пробужденной совестью, народ, постигший радость возрождения, способен совершить чудеса. Нет ничего утопичного в массовом отказе от спиртных напитков. В конце 50-х годов, когда в России занималась заря новой жизни, крестьяне в нескольких губерниях боролись с винным откупом полным отказом от употребления водки. „В народной массе нашей—писал по этому поводу II. А. Добролюбовъ—есть деятельность, серьезность, есть способность к жертвам... Скажите по совести, кто из нас, год тому назад, мог хотя бы в предположении указать такое средство противодействия откупу? Мера, принятая крестьянами, так далека оть наших цивилизованных и осторожных нравов, она так радикальна для златой середины нашего понимания, что мы даже в теории не могли ее придумать, даже другим не могли предложить ее... А уж кажется, чего легче предлагать другим самые неудобоисполнимые меры! И чего бы стоило вместо всяких воззваний к посторонним силам о поправке дела, сказать: „народу нужно отказаться от хлебного вина, чтобы принудить откупщиков к уступке"... Да вот никто не сказал же! А народ сделал это самое без всяких спросов, справок и глубокомысленных соображений Будем надеяться, что скоро наступит время, когда наш народ откажется от водки не для борьбы с откупом или винной монополией, а для того, чтобы подняться на первую ступень лестницы, ведущей к царству свободного творчества во имя счастия всех и каждого. | Докмд В. Тотомианг^а. Западноевропейская кооперация в борьбе с алкоголизмом. Всякая организация и в особенности кооперативная, как рассчитанная на широкия массы населения нуждается для своего прояснения в хорошем материале. А между тем, таким материалом могут являться только умеренные и трезвые люди. Пьяницы и алкоголики являются часто людьми не честными, которым нельзя поручить ни одного серьезного дела. В виду этого, заиадно-евроиейские кооперативы уже давно обратили внимание на борьбу с алкоголизмом среди членов. В Англии, во всем идущей впереди всех, обстоятельства сложились так счастливо, что пропагандисты кооперации в 50-ых и GO-ых годах, христианские социалисты *), (Кителей, Нил, Морис и Ледлоу) сами были трезвенниками и их пример действовал заразительно. При учреждении истребительных обществ англичанам и в голову не приходило заводить в числе товаров спиртные напитки, хотя от этого иолучилась-бы большая прибыль. Потребительное общество является в глазах англичан не только новой, честной формой торговли, а и воспитательным учреждением. И теперь из 1.428 истребительных обществ, насчитываемых в Великобритании, не найдется и 30, продающих спиртные напитки. Эти 30 обществ принадлежат к числу незначительных. Как известно, английския истребительные общества снабжают своих членов решительно всеми товарами и даже жилищем, тем не менее спиртные напитки исключаются. Но чтобы члены не предавались алкоголизму на стороне, английския истребительные общества заботятся об их просвещении и увеселении путем устройства залов для собраний и чтения, путем лекций, курсов, а также устраивая экскурсии, театральные зрелища и т. ии. Кроме того, союз английских истребительных обществ обращает серьезное внимание на производство варенья, мармелада, цукатов, бисквитов, шоколада, конфект, чая, фруктовых и овощных консервов, зная, что распространение этих предметов питания противодействует пьянству. На одной только фабрике в Мидльтоне производится на 3Ѵ2 миллиона рублей в *) Мировоарение авглийских христианских социалистов очень напоминает таковое Л. Н. Толстой). |