— 622 — мер, останавливаться на главах о Ное, о браке в Кане, <► Тайной вечери: необходимо выяснить истинный смысл самых этих глав для того, чтобы рассеялось, наконец, общее убеждение, что винопитие блогословляется законом. Необходимо сделать краткую экскурсию в область истории вообще и выяснить детям, что и как пили древние. Полезно остановиться на примерах ветхозаветной трезвости—на истории рехавитов. Даниила... Разбирая заповеди Моисея и заветы Евангелия необходимо путем подбора убедительных примеров, подчеркивать, что закононару-шения и преступления возникают главным образом на почве пьянства. В курсе арифметики желателен подбор задач, ярко подчеркивающих весь вред алкоголизма (насколько возможно подчеркнуть это цифрами). Такия задачи но содержанию своих условий могли бы быть двух родов: научные и бытовые. Сюжетом для первых могут служить: состав алкогольных напитков, связь алкоголизма с вырождением; влияние на заболеваемость, смертность, народную нравственность. Сюжетом для вторых: связь алкоголизма с материальными потерями единичных личностей, общества, государства. Задачи необходимо вкрапливать по возможности во все отделы курса арифметики. В силу внутренних качеств учебного предмета количество задача, на первых ступенях, конечно, будет весьма незначительным, по оно может значительно повыситься при условии введения в курс элементарно разработанной главы о процентах *). В курсе русского языка, особливо на уроках объяснительного чтения, также представляется возможность поговорить о трезвости (напр. при чтении статей о пище и питье, ири басне Кры-лова „Два мужика44 и ироч.). На уроках чистописания возможно предлагать для списывания коротенькия статейки и стихи о вреде пьянства. На уроках правописания возможно ввести служащия целям трезвости диктовки. На уроках пересказа и сочинения возможно изредка предлагать материал и темы трезвенного характера. (Имеются образцы также в нашем „Листке трезвости для школьников44). На уроках естествознания (там, конечно, где они ведутся) можно сообщить сведения о производстве алкоголя и влиянии последняго на человеческий организм. Наконец, на уроках пении можно разучивать и „трезвенные44 пьесы. К числу специальных средств исконной борьбы с алкоголизмом относится также и проведение систематического курса учения о трезвости. Только путем этого курса можно дать детям положительное знание о вреде наркотиков, только этим *) Образцы задач для народной школы можно найти в нашем „Листке трезвости для школьниковъ" (иад. Александро-Невского общ. трезвости). | — 623 — нутом возможно под формируемые школой моральные навыки детей подложить надежный, устойчивый фундамента. Навыки вообще могут стушеваться, податься, так сказать, под натиском жизненных условий. Это ири отсусттвии нивеллирующих вех знания. Наличность этих вех всегда отметить человеку уклон в сторону, а замеченное явление всегда вызывает известную душевную реакцию, которая, в конечном результате, может исправить изломы пути. Знание вносит в навыки сознательность, чЯ сознательность, при колебании навыков, создает блогодетельную душевную борьбу. И борьба эта до некоторой степени гарантирует длительную сохранность морального равновесия. Курс трезвости слагается из совокупности положительных знаний, (‘вязанных общностью идеи: трезвость есть элемента, повышающий ценность жизни. Знания заимствуются из области химии, анатомии, физиологии и общественных наук. Комбинируются в зависимости от логического развития связывающей идеи. В дидактическом отношении, следовательно, курс учения о трезвости имеет полные нрава на существование. Знания, его составляющия, научны и точны, гораздо например точнее, чем в нашей школьной грамматике, а идея жизненна, мы бы даже с ка з а л и, —ве ч н а. Переходим к выяснению вопроса--как и в каком объеме может быть проведен курс учения о трезвости в современной народной школе (низшого типа). Курс должен начинаться с первого же года обучения (но лучше со второй половины его, когда уже дети научились читать). ИИа первой ступени курс слагается из кратких и весьма элементарных но содержанию бесед. Ряд их весьма удобно открывается беседой о пище и питье: выясняется, что человека, ■ест и льет для поддержания сил и жизни; перечисляются кушанья и напитки, приводится деление воспринимаемых человеком веществ на вредные (яды) и полезные. Следующая беседа посвящается выяснению понятия о ядах вообще и о признаках отравления. Третья посвящается характеристике спиртных напитков, как несомненных ядов. Дальнейшия обрисовывают проявления пьяного безумия. Удобнее всего ведутся эти беседы по поводу прочитанных учителем вслух рассказиков, специально подобранных для этой цели. Томами могут быть: I. Пьянство — причина смерти. II. Пьянство и потеря здоровья. III. Пьянство и безумие. IV. Пьянство и преступность. V. Пьянство и бедность. Подсобный материал к этим темам можно найти в нашем „Листке трезвости для школьниковъ". Кроме этого намереваемся вскоре выпустить отвечающую целям курса специальную хрестоматию. В конце учебного года допустимо разучить с детьми наизусть одно или два стихотворения, соответственных целям курса. |