Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 615   >>>

  

— 615 —

скотского университета, собирающий на это время в столицу цвет русской мысли, в конце-концов превращается в праздник усиленных возлияний, во время которого—без различия—и просвещенные, и непросвещенные, — по библейскому выражению, „прилогаются скотом бессмысленным4*.

II посмотрите, с какой не только снисходительной, а прямо таки любовной бережливостью относится русский народ к «пьяненькимъ».

Вспомните хотя - бы народную музу Некрасова... Вспомните, как в ожидании замужества, в своих грустно - поэтических мечтах о нем русская, многовыносливая женщина, которой больше всего приходится терпеть от алкогольного ига, говорит, обращаясь к своему суженому.

«А приедешь с торгу пьяненький

Накормлю и уложу...

Спи пригоэгсищ спи румяненький...

Большие слова не скажу...

О чем говорить дальше русская народная пословица: «пьян да умен, два угодья в немъ»,—как не о том-же черезчур блогодушном отношении русского человека к алкоголизму. Посмотрите дальше,—как возмущается русский, так называемый, церковно - блогочестивый человек, если он увидит в руках православного пастыря закуренную папиросу. Он не простит священнику этой слабости...

Он осудит ее... Но этоть-же блогочестивый прихожанин усиленно будет угощать, а иногда и напаивать до-пьяна своего батюшку во время хождений последняго по приходу... Сравните эти неодинаковые отношения народа к двум ядам: никотину и алкоголю, из которых первый, в смысле хотя-бы общественной блогопристойности, почти безопасен, а второй, напротив, представляет собой страшную опасность не только для блогополучия самого потребителя, но и окружающих его. Сравните, — и вы поймете тогда,—что алкоголь, как-бы вошел, претворился в плоть и кровь нашего народа, что он подкупил русского человека, сдружился с ним и в нем русский человек ищет вдохновения, забвения, облегчения скорбей и своей радости.

Ьоть в чем, но нашему крайнему мнению, корень зла...

И вот на что должна быть направлена вся сила борьбы с алкоголизмом. Надо разогнать зловещий туман предрассудков, создавшийся вокруг алкоголизма и расстилающийся по лицу всей •русской земли. Надобно открыть глаза народу русскому на ту бездну, к какой ведет его злополучная рюмочка, вошедшая в обиход его жизни.

Словом, надобно пробудить народное сознание, вызвать к действию тот моиучий рычаг, при помощи которого и можно только сдвинуть жизнь с мертвой точки для того, чтобы перестроить ее потом на новых разумных началах.

— 616 —

И Христос Спаситель, принесший в мир новое слово и новую жизнь, прежде всего обращался к сознанию человечества, его пробуждал, его вызывал всей своей проповедью. И в этом Христос Спаситель видел одну из самых существенных задач своего мессианского служения человеческому роду. Вот Он в Лазаретской синогоге.

Ему подают книгу, из которой Он берета и толкует в применении к Себе слова пророка Исаии:

— .Дух Господень на Мне, его-же ради помаза Мя блоговеста^! нищим, посла Мя исцелити сокрушенные сердцем, щю-поведати плененным отпущение, слепым прозрение"...

Здесь—плененные нуждаются прежде всего не в освобождении от плена, а в проповеди. Они еще не чувствуют тяжести своего положения. Они. может быть, даже готовы целовать те цепи, которые наложил на них поработитель. Им жаль расстаться с своим рабством. Им не нужна свобода. Они не понимают ея благ...

„Как вымытая свинья идет валяться в грязи" (2 Петра-,

2. 22).—по выражению апостола, ибо это ея стихия, так и люди, привыкшие к рабству, считают его для себя часто блогословенным уделом, роднятся с ним и даже скучают по нем...

«77 возроптало все общество сынов израилевых на Моисея а Аарона в пустыне. И сказали им сыны ивраилевы: о, если-бы умерли от Руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели ij котлов с мясом, когда ели хлеб до сыта> (Исх. XVI, 2-3).

Здесь возмутившиеся против своего Освободителя евреи ни во что ставят полученную ими свободу. Они с сожалением воспоминают о том времени, когда, находясь в Египетском рабстве, „сидели у котлов с мясом “ и „ели хлеб до сыта44.

И такие моменты, когда люди за чечевичную похлебку4* грубых минутных наслаждений продают свои нрава на „первородство4* сынов света и разумной свободы, повторяются чуть-ли не каждый день.

Таких людей, действительно, приходится звать к свободе», проведывать им ее, открывая глаза на все зло переживаемого ими положения.

В докладах, заслушанных нами на настоящем Съезде, указывались различные факторы, влияющие на развитие алкоголизма—от жары до мороза, от богатства до нищеты, от радости до досады на неуспех дела, на полученную за неудачный ответ двойку,—будто-бы выводящих человека из его духовного равновесия. Одни говорили, что пьянство является порождением безправия, нищеты, голода; другие ставили его в зависимость от чисто бытовых условий; находились даже такие, которые учитывали степень влияния на развитие пьянства чисто атмосферных или климатических факторов.

Но, господа, рая на этой земле нам не создать. И такого места, где-бы не дул ветер и где-бы огорчения не постигали