- 597 — красоту, в чем бы она ни выражалась,—а она всегда выражается в истинном искусстве,—тот и сам будет стремиться к красоте, к лучшему, к совершенству; тот будет строже относиться и к себе, и к окружающему и требовать этого лучшого. Человек с широко развитым эстетическим вкусом никогда не удовлетворится вполне тем, что есть и, твердо идя вперед, будет неуклонно стремиться к самоусовершенствованию. Блогодаря искусству, поэзии особенно, мы приучаемся идеализировать всякий труд, который мы исполняем, и всего больше приучаемся мы идеализировать наши характеры и нашу жизнь". Приведенные возрения твердо легли в основу художественного воспитания в школе, которое и является могучим союзником антиалкогольного учения. Осязательные результаты, достигнутые в Сев. Америке, Скандинавии дают толчен к распространению все более и более тех же начал борьбы с народным злом пьянства. Присоединимся ли и мы к столь явно и ясно указанному направлению?! На этом вопросе я и закончу свои очерк. Да, в сознание легла правота пути; но а можно ли ждать результатовъ? Безиорно, что здесь лучше всего было бы и ограничиться знаком вопроса, ибо добрых результатов кто будет ждать? Можно ли ждать того свободного, широкого преподавания и в вопросе антиалкогольном, которое одно может дать успехъ? Нет, ибо все будет заключено в строгия рамки программы и избранного учебника. Стушевываегь ли наша школа те невзгоды, которыми жизнь не щадить и подростающее поколение? Нет, у нас обыденным стало такое явление, как на днях проявившееся в резкой форме в Оренбурге: ..Массовое исключение. Педогогический совет местной мужской гимназии, во главе которого стоит и. д. директора II. А. Сини-цин, назначил последний срок взноса за право учения учеников гимназии 22 ноября сего года. Это распоряжение совета было сделано без согласия родительского комитета. 23 ноября, в гимназии, после молитвы, было объявлено инспектором, что около 100 гимназистов (Ѵв часть) увольняются из гимназии за невзнос денег за право учения, причем г. инспектор предложил не внесшим уплату гимназистам немедленно оставить стены учебного заведения. Вся эта комедия гимназического начальства так сильно подействовала на молодежь, что некоторые из них ушли из гимназии с рыданиемъ". Надает прилежание ученика; педогог не войдет с участием в причины этого,—может быть семейные невзгоды, голодание, болезнь близких и ироч. служат помехой занятий; нет, довольно факта недостаточного прилежания, в дневиках появляются двойки, единицы. Не первой свежести тетрадь,—какое дело педогогу, что ученику приходится заниматься где либо на иритолке, в мастерской, прачешной и ироч.; факт неряшливости на лицо. | — 598 — В школе много скрашивает обстановку товарищество; ко во что обращает ото товарищество наша школа,—невыдача товарища, совершившого нарушение школьной дисциплины — преступление всех; объединение для самообразования, для разумного ирово-ждения времени, совместного приготовления уроков и ироч.,— это преступление; для отвлечения от умственного „переутомления* у нас покровительственно относились к увеселительным затеям молодежи; но когда плод этого покровительства вылился в формах .,огарочниковъ“, „лиг свободной любви*4 и ироч.; то какия же, меры придумали, дабы исправить зло?—Репрессия! В то время, как Германия, Англия, Сев. Америка и Скандинавия покрываются густой сетью школьных союзов трезвости и друг., члепы которых сродни ются на всю жизн, у пас не встанет ли волос дыбом, когда что-либо подобное увидим во сне? В заключение следует обрисовать весьма поучительную и не исключительную картинку обследования условий жизни городских школьников. о1,7°/0 перед уходом в школу довольствуются куском сухого хлеба, или чаем без молока, или пустым кофе. Юо/0 идут с пустым желудком. 41% на завтрак получают сухой хлеб. 12,7% не имеют и того. 12,6%, возвратись домой, ничего не получают кроме чаю, хлеба или пустого кофе; а некоторые совершенно не обедают и не ужинают. Только 4% питаются нормально, 53°/0 хронически не доедают, 32,6% лишены совершенно мясной пищи. Может ли быть иначе, когда жажда просвещения обуяла все слои, когда вся русская голь задумала грамотой своих детей вывести в люди, дать им более обезпеченное существование, когда сплошь и рядом анкета о социальном положении учащихся даст: 1. Отец на гвоздильном заводе получает 16 р. в месяц, мать стирает белье. Детей 3; обед но праздникам варят, но вечерам иногда варят картофель. 2. Отец плотник; обедъ—хлеб да лук. 3. Отец работает на мельнице; детей 4; едят тюрю да картофель. 4. Отец нзвощик, мать шьет на базар, детей 5. Обеда нет; чай, лук, хлеб да картофель. 5. Отец служит на жел. дороге, получая 12 р. 50 к., в месяц; обед изредка. 6. Отец служит на конке, детей Ь; обедают по временам. 7. Отец караульщик, детей 3; обед не каждый день. Какой выход находят наши соседи при решении столь острых вопросов, дает статья в „Вести. Евр.“ (№ 6 за 1909 г.) „за 100 лет1'. Из 100 прусских городов в 46 дети получают пищу на городския средства: почти во всех городах попечительства о |