— 593 — всего 46 стр., на которых в 20 лекциях сгруппировано 140 тем для сочинении, даны рисунки, много отдельных вопросов, задач и проч. Содержание книги следующее: лекция 1-я—учение о питательных веществах доказательство, что алкоголь не может быть причислен к питательным веществам; 2-я лекция—напитки естественные (вода, молоко), напитки искусственные безалкогольные (чай, кофе, минеральные воды, фруктовые соки и проч.); 3-я и 4-я лекции—напитки получаемые при брожении (виноградное сусло, вино, пиво, сидр и проч.); фальсификация этих напитков; 5-я лекция— влияние этих напитков на организм при умеренном потребляй и невоздержании; пагубное влияние всяких доз на детский организм (пьянство, алкоголизм); 6-я лекция—напитки, получаемые из бродящих жидкостей путем перегонки; 7-я лекция—рассмотрение алкоголя, как яда; 8-я лекция—крепкия водки, сдобренные эссенциями, их ужасаюицее действие на организм; 9-я лекция—опьянение— есть отравление; часто напивающийся—есть пьяница; алкоголизм есть хроническая болезнь, охватывающая все органы человеческого тела; чтобы стать алкоголиком, нет надобности быть часто в состоянии опьянения—регулярное потребление крепких снирт-г пых напитков влечет перерождение органов и обращает здорового но виду человека в алкоголика; ИО, 11 и 12-я лекции— действие алкоголя на различные органы человеческого организма; 1:5-я лекция—ликеры и водки, сдобренные эссенциями; абсентъ— бич Франции; 14, 15 и 16-я лекции—народные представления об алкоголе: алкоголь укрепляет, алкоголь согревает, алкоголь влияет на пищеварение,—вызывает аппетит,. способствует пищеварению; 17-я лекция—алкоголь и заболеваемость,—алкоголь не только сам вызывает заболеваемость, но делает организм мало устойчивым против заболеваний всякого рода; 18-я лекция— алкоголь и смертность; самоубийства; 19-я лекция—алкоголь и несчастные случаи (воскресные и праздничные и июслепраздшичные дни); алкоголь и сумасшествие; алкоголь и преступление; наследственность; 20-я лекция—алкоголизм во Франции. Из других наиболее распространенных необходимо указать на: 1) книгу Angot. L., изданную в двух частях: первая часть для учащихся «Le livre d’antialeoolisme des ёсоиез primaires d’aprte le programme du 9 Mars 1897 r. Partie. de Гбибѵе; вторая часть для учителей «Partie du maitre: plane, directions pedagogiques, resumes, lectures, exercices d'intelligence, dictles, problemes, devoirs de redaction»; II) серию картин Jean Geoffroy „Семья и алкоголь": 1) Семейное счастье, 2) Первый шагъГ 3) Плохой обычай, 4) День получки, 5) Гнев пьяного, 6) Пьяный в состоянии досады, 7) На пути к сумасшествию, 8) Преступление, 9) Перед судом присяжных, ИО) Семья в нищете, 11) Пропойца, 12) Смерть от белой горячки; III) серия картин в красках Colin'a: L’alco-olisme Ѵои1& l’ennemi. Каков же результатъ? Франция уже не один год, как вступила на путь интенсивной борьбы с народным пьянством путем | — 594 — школы? Результат плачевный! Не дает-ли это право считать резкое суждение Дюкло о значении школы в борьбе с пьянством основательнымъ? Но правы-ли те скептики, которые с усмешкой смотрят на этот путь борьбы, как на забаву? Учитывая результаты опыта Франции, необходимо принять во внимание вопрос во всей его полноте; почти свободное открытие мест продажи крепких напитков, свободное винокурение для домашняго потребления, не поддающееся никакому учету, свобода сда-бривания водочных изделий, на которые идет спирт неочищенный, большей частью полученный из патоки, вредными для здоровья эссенциями,—все это парализует все добрые начинания в деле борьбы: пока школа будет только единственным средством борьбы, конечно, странно ждать, чтобы Франция сошла с первого места в ряду стран по потреблению алкоголя. Обосновывая скептицизм на роль школы в борьбе с пьянством, не следует-ли учесть результаты других странъ? Не рисуюгь-ли нам совершенно иные картины Северная Америка, Англия, Германия и особенно Скандинавския государства и Финляндия? Здесь не смотрят на школу, как на мага-волшебника, способного творить чудеса; ей отводится одно из первых почетных мест в ряду мер борьбы; здесь укоренилось твердо в сознании, что только планомерная борьба, ведущаяся во всех. главных направлениях, дать может искомый результат; этими тремя направлениями признается.— Воспитание характера чрез школу, добрый совет, охрана от минутных слабостей, опора в невзгодах жизни со стороны религии и ея пастырей,—это первая плоскость борьбы—воспитание личности: вторая—изменение социалыю-экономических и социально-политическнх условий жизни; третья—изменяя самый яд и создавая условия, когда и потребление его делается менее вредным- и менее доступным, т. е. плоскость питейного режима. Полный абстинентам для юношества! Вот девиз, который положен в основу; возможно-ли его достигнуть чрез школу? Возможно: „Обучение лучший агент в борьбе, оно развивает чувство человеческого достоинства, оно воспитывает характер, делая человека стойким в борьбе со многими склонностями, оно развивает чувство солидарности. Если учитель внушит школьнику, что нить мерзко, что пьющий приносит вред не только себе, но отечеству, всему человечеству; то школьник, ставь человеком, пить не будет; а уж во всяком случае будет очень стойким пред невзгодами жизни и искать забвения в вине легко не станет; а если окружающая среда все больше и больше будет заключать ему подобных, если и меры, в двух других плоскостях положенные, не будут оставаться мертвой буквой,—то и крупных невзгод число сократится, — настанет незаметно время, когда и редкий кабак, так заманчиво манящий уютом, светом, теплом, будет пустовать1*. Но питомцы школы под ея влиянием остаются весьма малое |