— 591 — иый учитель и быть не может, не заронит-ли в душу ребенка искру, которая разгорится в желание1 самому не быть повторением причин скорби будущих своих детей и жены; не даст ли это могучее средство противиться при ударах судьбы идти по торной дороге к кабаку; а уже во всяком случае не будет ли способствовать искоренением многих пагубных обычаев и требований среды, очень и очень поддерживающих употребление крепких напитков. ИИе один почти исследователь не проходит молчанием тех преград, которые встречают в своей антиалкогольной деятельности народные учителя.—„Мор винокур, трактирщик посылают своих детей в школу и грозясь их взять от туда, чч-ли учитель будет продолжать свой борьбу против крепких напитков; бакалейщик отказывает в кредите, пока учитель не прекратит своих антиалкогольных совещаний; словом масса влиятельных коалиций направляет свои силы против одинокого учителя и не мало надо иметь мужества, чтобы устоять в столь неравной борьбе". Но францусский учитель в массе случаев идол твердо но пути борьбы, он чувствует за своей спиной не мало его поддерживающих,—он не одинок. Нот несколько строк из рассказа одного из многих францусских народных учителей, вступивших энергично на путь борьбы.—.,Я борюсь против порока пьянства с самого начала вступления в должность учителя в 1889 году, в X., который известен по невероятным проявлениям пьянства своих обитателей. Для борьбы со злом, которое на моих глазах производило ужасные опустошения, я не ожидал разрешения своих начальников. В утренния и вечерния часы занятий, в публичных собраниях, в частных разговорах, я старался внушить в умах слушателей ту истину, что злоупотребление крепкими напитками занимает первое* место среди врогов отдельного человека, семьи, общества44. Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверенным в полном сочувствии всего учебного ведомства. Министерство Народного Просвещения Франции уже много лет направляет свои старания к созданию того кадра учителей, который-бы работал не за страх, а за совесть, который-бы закладывал первый основной камень народного блогополучия, народрой мощи; в вопросе борьбы с алкоголизмом оно также опбру могло видеть в народной школе и ея деятеле—народном учителе. Яркую обрисовку положения вопроса даст один из последних циркуляров Министерства Дородного Просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе ст» народным злом. „Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны. Никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание общества, правительства, как борьба с народным пьянством. | — 592 — Ho выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Нея охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью-Я взываю не только к доброй воле учителей, общества; я взываю к той высокой идеи, которая их одухотворяетъ—к любви к отечеству. Вспомним ожесточенную борьбу с врогом в других странах: Америке, Англии, Бельгии, Скандинавских государствах; припомним яркие результаты этой борьбы, сопоставив положение—Франция но употреблению крепких напитков занимает первое место среди стран всего мира! “ Дав этими словами общую характеристику той важной роли,, которую может сыграть народный учитель в деле борьбы с пьянством, францусское Министерство Народного Просвещения набросало в общих чертах и те основные вопросы программы* которые желательно разрабатывать в школах всех типов: учительских семинариях, средних школах и школе народной. В первых -двух алкогольный вопрос связывается с преподаванием гигиены, народного хозяйства и морали. В программе выдвигаются вопросы о действии на организм спирто-содержащих напитков, при чем эти последние разделяются на три категории: напитки, полученные путем брожения (виноградное вино, сидр, пиво), напитки, полученные путем перегонки после брожения (водка), напитки, сдобренные различными эссенциями (абсент и проч.); если для первых выдвигается опасность для организма ири невоздержании, то для вторых подчеркивается безусловный вред и от малых доз; что касается третей категории, то их громадная опасность должна быть особо тщательно разъяснена. Разъясняя вопросы народного хозяйства, необходимо осветить обеднение отдельных лиц, семей от злоупотребления крепкими напитками. Должно быть подчеркнуто действие пьянства на народное богатство—стоимость алкоголизма для Франции! Связь алкоголизма с преступностью, самоубийствами, сумашествием. несчастными случаями и проч. Преподавание морали своим центром должно иметь воспитание воли, доказательство умаления воли крепкими напитками,, уничижающими достоинство человека, подрывающими все нравственные его устои, наводящими человека на степень животного. Что касается народной школы, то здесь, как указано и выше* дается простор учителю пользоваться уроками но всем предметам для освещения пагубного влияния алкоголя. Пособником школы в выполнении возложенной на нее задачи является обширная толково составленная учебная литература. Среди руководств внимание останавливает J. Baudrillard'a „Livret d'enseignement antialcooliquett. Руководство это заключает в себе |