Сопоставляя все данные, Wilker приходит к заключению: 1. Как полное воздержание от употребления в пищу спиртных напитков, так и регулярное их потребление в детском возрасте распространяется равно во всех классах общества. 2. Высокий процент пьющих случайно обосновывается, главным образом, на народных обычаях, требующих все общественные и семейные торжества, все праздники сопровождать потреблением спиртных напитков, на малой осведомленности вреда спиртных напитков. На эту группу детей и надо обратить особое внимание, — ребенку подносят алкоголь, как нечто „особо хорошееего дают только в праздник, — невольно в уме ребенка создается заключение,—алкоголь действительно надо считать дорогим и лакомым средством пищевым. Какии-же средства выдвигает современная жизнь для борьбы с алкоголизмом детей при помощи школы? Во всех странах признано непреложным положение о необходимости ввести в круг школьного преподавания и всестороннее рассмотрение вопроса о вредном действии спиртных напитков на человеческий организм; антиалкогольное преподавание не заключается только в узкия рамки изложения тех или иных положений в курсе гигиены; оно но возможности распространятся и на все остальные предметы преподавания. Уроки родного языка представляют для этого обширное поле; темами для диктовок, пересказов, переложений, сочинений могут быть очерки бытовой жизни, в которых алкоголь играл ту или иную роль; их не мало и в русской литературе. На уроках Истории необходимо освещать влияние разнузданности, оргий и проч. на падение отдельных личностей, царств и народов. Преподаватель Географии имеет полную возможность, освещая с данными статистики в руках положение государств в экономической, культурной и ироч. сторонах жизни, обрисовывать то или иное участие | — 590 — ип> разрушении этих сторон спиртными напитками. Арифметика имеет немало материала для задач из экономической жизни трудящогося народа, из сопоставлений того, что алкоголь приносит в бюджет государства и что из него берет. Много есть противников такого способа борьбы чрез анти-алкогольное преподавание в школе. С безпощадной критикой выступает Дюкло, который говорит:1) „Мне было-бы очень любопытно узнать, какое значение может иметь такая школьная проповедь в стране, производящей сидр, пиво или вино, и ос-мелится-ли бордоский или бургундский школьный учитель дурий» отзываться о вине в тех местах, где этим живут. Проявляя излишнее усердие в том направлении, куда его .толкают программы и инструкции, он рисковал-бы поставить свои наставления в полное противоречие с тем, что видят и слышать его ученики изо дня в день дома**. „ИИоистинне приходишь в изумление, когда видишь, что учебные власти требуют от своих учителей сделаться в данную минуту и химиками, и физиологами, и медиками, и статистиками, беседовать о пиромукозном альдегиде, о циррозе печени, о мемиакальной, меланхолической и слабоумной форме алкоголизма. Как будто и без того преподавание не сделалось уже весьма склонным к преклонению перед словами! Я хотел-бы поэтому, чтобы наставники оказывали противодействие, когда их заставляют рассуждать о предметах, превышающих их компетенцию, и безбоязненно заявили: Это не наше дело! Это проповедничество, начинающееся с требования от нас веры в какие' то догматы и оканчивающееся угрозами циррозом, безумием, туберкулезом и проч., кажется нам преподаванием какого-то катехизиса или корана, обещающого рай или ад, то-есть нравственно развращающого как преподавателя* так и его учеников Критика жестокая; но едва-ли справедливая в общем. Никто не станет спорить, что если свобода преподавания будет поставлена в узкия рамки программы, учебника, выработанного в известном направлении, то результат не только анти-алкотельного преподавания, а преподавания любого предмета будет плачевный; но о подобном преподавании не может быть н речи* как о средстве борьбы с народным бедствием; речь может идти о свободном преподавании, когда руки учителя развязаны, когда он сам вполне сочувствует делу и вкладывает в него душу. В таких случаях, что подтверждается многочисленными данными практики, результаты не замедляют сказываться. Кто больше всего терпит горя от народного пьянства? Не жены ли и дети! К кому в большинстве случаев, а у трудящихся масс обыденно, ребенок ближе—к отцу или к матери? Правдивое, * убежденное слово человека, которому ребенок вполне доверяет и от которого видит только добро, а другим народ- *) Цитирую по В. Канелю. <«Алкоголизм и Школа», «Вестник. Воспит.э 1909 г. Лв 1. |