— 569 — Анкета ирозводилась с сентября по ноябрь 1908 года. Здесь я считаю своим долгом выразить блогодарность инспектору народных училищ Московской губернии Г. О. Маркову, а также всем сельским учителям и учительницам и лицам, оказавшим помощь в черной работе по исследованию 1). К сожалению, наша работа далеко еще не закончена, то мы вынуждены пока сейчас ограничиться общими выводами. Московская губерния, как известно, есть по преимуществу промышленная, поэтому в уездах с резко выраженным промышленным характером душевое потребление водки и число алкоголиков высоко. Мы взяли для настоящого доклада пока 358 сельских школ, из которых большинство земския, часть церковноприходския и одна фабрично-заводская с 1.000 учеников. Всех школьников обоего пола — 22.017 человек, из них мальчиков 14.280 и девочек 8.337. § I. Число пьющих школьников. Из мальчиков употребляет спиртные напитки 9.041 или 07,5%, а из девочек 3.858 или 40,2%. Ежедневно или часто пьющих среди мальчиковъ—0,7%, среди девочекъ—0,4%. Распределение школьников „пьющихъ" происходит по возрастным группам следующим образом: ^ Возрастные группы. 0бщее Мальчиков Общее Девнчек 1 число, пьющих, число, пьющих.
У мальчиков и девочек отмечается возрастание числа пьющих, по мере увеличения возраста, вплоть до 14 лет. С 14 лет у мальчиков продолжается рост пьющих, давая максимум 78% против 61,2%,‘наблюдаемых в 7—8-летной группе; у девочек с 14 лет пьющия реже встречаются. Различие между мальчиками и девочками обнаруживается в числе пьющих, которых среди мальчиков больше почти в 11/а раза в каждой возрастной группе. *) М. II. Лебедеву, М. П. Алфксеевой, С. П. Алфксефвой, К. Г. Маревой, JI. Г. Марковой, И. А. Язеву, Г. А: Широкому, И. И. Михайлову. | § 2. Кто поит школьников. Мальчиков. Девочек. Мать...... Оба родители . . . Знакомые, родные . Детская компания . Сами одни . . . . Отец *■*»■* » и /■ И,3 „ ) 23,6 „ 32,1°/0 26,6 „ 14,1 „ и,6„ | 72,2% ' ,1 , 1 23,1 „ Всего человек 9.473 3.673 Обучение иитью алкоголя берут на себя прежде всего родители, затем знакомые с родными и последним идет самообучение детей; при этом знакомые с родными одинаково поят и мальчиков, и девочекъ—но 23%; но родители принимают заботу ближе к сердцу, так, мальчиков поят 08,3% родителей: а девочек усерднее — 72,2%; впрочем, такое различие совершенно изглаживается, так как мальчиков, пьющих в одиночку или в своей детской компании, насчитывается 8,1%; девочек же—4,0%. Отцы стараются поить, главным образом, сыновей (42,0°/о), а матери, наоборот, главным образом, дочерей (26.6%). Приведем два примера наглядного обучения. В Курской губернии, где таисже констатировал массовый школьный алкоголизм, был дан типичный ответа одним учеником на вопрос учителя: „не стыдно тебе водку пить?!" — „Чего же стыдно? У нас и тятька, и мамка, и дедка и меньшая сестра пьют, а отчего же мне не нить? Они так пьют, что к вечеру валяются, а я так напиваюсь только на Великий день, да на свои имянины; а больше на ногах держусь4* *]. Или вот сельский порядок запасаться водкой для подкрепления во время страдной норы, сенокоса.—Наш больной, тогда 11-летний мальчуган, заметив, что его родители, подкрепившись, заснули под стогом сена, потихоньку из отцовского боченка выпил с чашку водки и тут же впал в бессознательное состояние. Прошло несколько лет, больному пошел 17-й год и вот рассудительный отец предложил сыну: не воровать друг у друга водки, а нить вместе. В одной земской школе (не Московской губ.), ири опросе учительницей дети, 8—11 лета, давали между прочим такие откровенные ответы: „пил без счету или „пиши не ниши, все равно пить буду44. В Московской губернии, помимо повсеместного обычая спаивания детей взрослыми, которые, — но словам одного учителя,— считают нужным чуть не ребенку „поднести44 в праздник, *) „Новости* 14 марта 1904 г. |