— 565 — 6) Имея в виду серьезность и сложность работы по внешкольному образованию необходимо всем земским, городским самоуправлениям и другим общественным учреждениям стараться о привлечении к ней всех местных интеллигентных сил, начиная с священника и учителя, как главных работников на ниве духовного просвещения народа. Вот к этой-то интеллигентной силе, представителями которой являются все члены съезда, собравшиеся на него со всех коицовт» нашего обширного отечества, я и обращаюсь с своим призывом: помогите нашему бедному, темному народу выдти на свеч Божий; откройте его глаза на красоты мира со всей его чудной природой; поддержите его ослабевающия силы и здоровье; дайте возможность наслаждаться хотя-бы некоторыми дарами науки и искусства; спасите от гибели его поэтическую натуру с его мелодичной родной песней; научите его добру, правде и любви ко всему чистому и высокому; освободите его огь этого ужасного зла—алкоголизма—со всеми его последствиями; словом, направьте его на тот путь, который ведет не к гибели и смерти, а к счастью, благу и к жизни разумного культурного человека. Всего этого вы можете достигнуть, посеявши обильно добрые семена на тучном богатом ноле. способной, одаренной Богом, природе русского народа. Во имя спасения этого, родного нам всем, русского человека, во имя блага нашего народа, нашей родины, я и заканчиваю все свои пожелания словами нашего поэта: „Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте... Спасибо сердечное Скажет Вам русский народъ". | Доклад доктора А. Коровина. Сельская школа и алкоголизм в Московской губернии.Изучение алкоголизма у отдельных личностей привело к необходимости проследить первоисточники болезни, что, в свой очередь привело к изучению общественного бедствия, выражающогося в употреблении спиртных напитков детьми и юношами. В настоящее время уже твердо установлено, что алкоголики формируются главным образом в период развития и установки физических и душевных сил организма, в возрасте от 14 до 25 лет, и что вообще, как правило, 90% пьющого населения начинает обучаться употреблению алкогольного яда в те же юные, нежные годы. Но, как известно, дети н юноши еще не есть элемент самостоятельный, а лишь воспринимающий и воспитываемый взрослой частью народа, то естественно, что центр изучения переносится на массовой алкоголизм, когда яд, как алкоголь, становится общедоступным ходовым напитком, когда отмечается наличность питейного настроения у нации. Поэтому очередной задачей нашего времени будет детальное изучение тех или других условий и проявлений массового алкоголизма, в том числе и школьного алкоголизма, в смысле употребления алкоголя в школном возрасте, и выяснение общественного значения этого факта. На западе данный вопрос находится в разработке и уже вызывает ряд соответствующих мероприятий со стороны правительств, и также сейчас там идет мобилизация педогогов для борьбы с современной школьной язвой. В недавно появившейся работе Вилькер'а „Значение и место алкогольного вопроса в школеиу мы находим вывод, что в Германии школьный алкоголизм одинаково распространен во всех слоях, что низшие классы не дают преобладания *). Мы поставили себе задачей проследить первые зачатки будущого алкоголизма, как личного, так и массового; выяснить, какое действие оказывает на организм первоначальное незначительное употребление спиртных напитков, кто берет на себя роль первых учителей в этом злом деле. Для этого мы обратились к той полосе человеческого существования, когда патентованные алкоголики встречаются чрезвычайно редко, к возрасту от 7 до *•) Dr. phil. К. Wilker. Die Bedeutung und stellung der Alkoholfrage in der Erziehungs—Schule. MUnchen. 1909. стр. 41. |