— 549 — у него теперь петь, и отсутствие которого толкает его к выпивке с таишми-же скучающими от нечего делать ■ товарищами. Литературные утра или вечера тоже служат верным и надежным средством в отвлечении народа от пьянства. Они отличаются от других мероприятий тем, что заключают в себе элемент самодеятельности населения, собственного его участия, собственной работы. В то время как образовательная деятельность посредством библиотек, чтений, бесед и т. п., исходит от другого лица, стоящого по своему развитию гораздо выше местного населения, и берущого на себя всю активную работу,— в литературных вечерах, утрах, концертах и т. и. участвуют или по крайней мере — получают возможность уча отковать, все желающие и способные к тому члены местного общества — взрослые, юноши, школьники, хотя конечно, также под руководством опытного организатора и руководителя в таких общественных развлечениях. В силу этого в них развивается уверенность в своих силах, стремление к самоусовершенствованию, к усвоению разного рода знании и, главное, к книге, к всему изящному: поэзии, искусству, а через это ко всему доброму, истинному, красивому и облогораживающему ум, сердце, волю. Декламируя то или другое поэтическое произведение, взрослые так-же, как и школьники, одинаково проникаются его внутренним смыслом, одинаково постигают его поэтическия красоты и одинаково стараются внушить все это своим слушателям. Мне приходилось видеть очень много сельских литературных вечеров, елок с концертным и литературным отделением и детских спектаклей исполняемых учащимися начальных школ, их бывшими учениками и другими взрослыми крестьянами, и я по истине изумлялся тому успеху, с которым они проходили. Учащиеся и вышедшие из школы ученики так чудно декламировали басни и стихотворения наших поэтов'ь, и с таким чувством и пониманием читали отрывки из сочинений лучших писателей, что приходилось только удивляться и даже не верилось, что видишь перед собой учеников народной элементарной школы. Я не говорю уже о пении, так как о нем будет сказано ниже, но самое чтение и декламация были как-то особенно хороши и правильны! Все учащияся дети свободно выходили вперед и совершенно свободно, громко, с соблюдением всех правил декламации, с воодушевлением и полным пониманием, говорили разученные ими номера программы. Приятно было смотреть на их веселые лица и на их бодрый вид, который будто говорил: „смотрите и я могу прочитать не хуже вашего, если только вы меня научите или дадите возможность научиться самому44. Народу на такие вечера сходилось еще более, чем на народные чтения и беседы, и понятно, так как, кроме общого интереса ко всему новому, тут присоединялось еще чувство нравственной гордости | — 550 — успехами своих детей и желание увидеть их активными участниками школьного праздника. Припоминаю один такой вечер-нраздннк в селе Екатори-новке Самарского уезда. Участниками его были учащиеся местных двухклассных училищ — мужского ии женского. Ими была разучена одна небольшая детская опера—Жизнь за Царя—и несложная также детская теска „Сиротка". Руководили всем учителя и учительницы обеих школ. Сцену они 'устроили на поляне в лесу, на свежем воздухе, среди чудной майской зелени. Зрители — местные крестьяне — съехались из соседних сел и деревень. Народу собралось тысячи. И исполнители не ударили себя в грязь лицом. Все было исполнено .ими прекрасно. Пожеланию зрителей обе пьесы повторили два раза, и праздником все остались очень довольны: и исполнители, и их родственники, и руководители и публика, и приехавшие из города гости, и все окрестное общество. Восторгу, удивлению, разговорам и поощренью анлодисмеитамн не было конца; видя все это, можно было с уверенностью сказать, что казенные винные лавки в этот день торговали плохо, а пьяных там, вероятию, и совсем не было. Вот если-бы побольше и почаще устраивать такие литературные утра или вечера в среде нашего крестьянства, то, без всякого сомнения, оно, с удовольствием посещая их в свое свободное время, все менее п менее тяготело-бы к „казеине" с ея грубым, циничным разгулом. Точно такое-же, а может быть и большее, значение имеют в деле отвлечения населения от пьянства народные хоры и концерты, т. е. пение и музыка, которые оказывают огромное влияние на этическую и эстетическую сторону воспитания человека. Еще в 1895 году Пермский • губернатор Погодок писал директору Департамента Нескладных Сборов С. В. Маркову — ..что одним из лучших средств к отвлечению народа от пьянства могло-бы служить устройство, по возможности повсеместно, хороших хоров, которые могли-бы в церкви петь в воскресные и праздничные дни, и от времени до времени давать духовные и светские концерты “. (Народно певческое дело в Пермской губернии, отчет руководителя но устройству хоров в 189G по 1908 г. стр. 4). А на всеподданнейшем отчете Пермского губернатора за 1901 год, против указания на развитие народных хоров, последовала ВЫСОЧАЙШАЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА отметка: „Ж-елал-бы видеть повсеместно распространение певческих обществъ“. (Тот-же отчет стр. 3). Таким образом, полезность распространения в массе населения обучения пению признавалась даже с высоты Престола. И это потому, что такое распространение особенно важно для нашего народа, так как он, отличаясь большой любовью к пению и музыке и необыкновенно художественной даровитостью, мо- |