Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 547   >>>

  

— 547 —

щем 1909 году, 38.700 р. и число библиотек которой доходит, ию^ сведениям за 1908 год, до 417; затем, — Олонсцкую, где губернское земство, особенно серьезно относясь к делу внешкольного образования, определило даже ежегодную стоимость библио-теки-читалыш нормального типа: для первого года в 850 р. (книги с переплетомъ—500 p., помещение—(>0 p., оборудование— 60 p., жалованье библиотекарю—180 p., журналы и газеты—40 р. и мелкие расходы—ИО p.), а для следующихъ—в 365 р. (помещение— 60 p., библиотекарю—180 p., пополнение книг — «О p., переплетъ—15 p., журналы и газеты—40 р. н мелкие расходы— ИО p.); кроме того, там же учреждены передвижные библиотеки, стоимостью каждая в 25 p., с целью обслуживания мест, удаленных от центральных библиотечных пунктов. В текущем году таких библиотека) предполагается к открытию 42. Далее известно, что в Самарской губернии, по сведениям еще за 1904 год, библиотек было 129, а в Курской — 134. Второе место в деле внешкольного образования занимают народные чтения, которые также имеют огромное значение в борьбе с алкоголизмом, так как и они успели заслужить в населении сочувствие и симпатии, особенно там, где их вели правильно, систематично, непрерывно и с хорошей обстановкой при помощи картин волшебного фонаря.

По статистическим данным Мин. Нар. Проси, за 1905 год, число училищ, при которых производились народные чтения, равнялось — 6.886, а число отдельных чтений неизвестно. При училищах народные чтения обыкновенно устраивались на средства земств, городов, духовного ведомства, отдельных обществ и частных лиц; но, к сожалению, очень немногия из них .велись последовательно и систематично; большею же частью они были совершенно случайны: приезжал лектор, привозил с собой волшебный фонарь и брошюры и объявлял накануне о своем чтении. В селении ото обыкновенно встречалось с каким то особенным интересом. В назначенный день и в указанное место для этого чтения (школу или волостное правление) собиралась масса народа: стариков, подростков, детей, мужчин и женщин, и все старались поместиться поближе к лектору. Но так как это удавалось не многим счастливцам, то все остальные размещались, где лопало. Помещение -заполнялось вплотную, и неѵспевшие в него войти должны были оставаться даже на улице около Окошек. Все же, успевшие поместиться в комнате, слушали лектора с наслаждением. Для них всякая книжка и рассказ, какой бы области он не касался, представлял новинку и интерес среди однообразной, серой, лишенной всякого умственного интереса, жизни, а потому они, несмотря ни на какую погоду, с большой охотой шли послушать заезжого лектора. И чем интереснее была тема чтений, чем она ближе подходила к быту и миросозерцанию народа, чем яснее и проще отвечала его духовным запросам, чем больше иллюстрировалась картинами волшебного фонаря,—тем полнее, крепче и сильнее оказыва-

— 548 —

лось ея впечатление на народ, и тем дольше сохранялось ея обаяние.

Вообще, если лектор удачно и умело подберет материал для чтения, если он обладает искусством громко и выразительно читать, да при этом у него будет много хороших картин, иллюстрирующих его чтение,—то успех его дела окажется огромным. Вот почему народные чтения и могут быть особенно полезными в борьбе с алкоголизмом. Хорошая брошюра, написанная доступным для народа языком о вреде пьянства, и несколько картин, изображающих последствия этого зла, сделают очень много в этой борьбе.

Точно такое же и даже большее значение, в деле отвлечения народа от пьянства, имеют и беседы—религиозно-нравственного и общого характера. Оне представляют то преимущество перед народными чтениями, что заключают в себе возможность свободного обмена мыслей на избранную для беседы тему. Народ посещает их очень охотно, так как надеется получить здесь, кроме обычного интереса новизны, также и духовно-нравственноо наставление, чем большинство населения деревни очень дорожит. Самым ярким доказательством необычайной силы таких бесед служат собеседования разного рода сектанток и известные, прочно установившияся, в Петербурге, систематическия беседы „братца Иоанна“, образовавшого общество „трезвенниковъМне приходилось быть на этих беседах и я должен заявить, что оне организованы именно так, как нужно для того, чтобы произвести сильное воспитывающее влияние на рабочий люд, и отвлечь его от пьянства и других пороков.

Прежде всего оне ведутся в праздничные дни, и этим дают возможность народу занять свое свободное время разумной беседой на ту или иную моральную тему; затем все говорится здесь в самой простой, удобопонятной форме, но, вместе с тем, сильно и убедительно. Действительно эти беседы больше носят религиозный характер, но это сильнее способствует их влиянию и ясному пониманию истин христианского учения.

Посещают их тысячи народа, и все они дают обет трезвости и воздержания от других пороковъ—а потому эти беседы имеют огромное значение в деле религиозно - нравственного воспитания народа вообще, и в деле отрезвления его в частности.

Такия беседы и следовало-бы устраивать в селах и деревнях нашего обширного отечества, как местными священниками, так и другими представителями интеллигентной части общества.

Кроме религиозно-нравственных тем, можно брать, конечно, и другия темы—общия или специальные, так как разумная беседа всегда послужит к просвещению народа в том или другом отношении. Такими темами могут быть сведения: по гигиене, медицине, сельскому хозяйству, вреде и последствиях пьянства и т. п. Развивая народ умственно и нравственно, эти беседы дадут населению то разумное провождение своего отдыха, которого