— 545 — ренных па народное образование, по проекту государственной росписи доходов и расходов на 1909 год. Бюджетная же комиссия затруднилась высказаться по этому поводу за неимением заключений относительно обращения этого расхода, на указанные остатки со стороны Министерства Народного Просв. и Финансов. Поэтому комиссия но народному образованию, опасаясь затянуть получение испрашиваемых 50.000 p., согласилась на ассигнование в 1909 году означенной суммы, несмотря на свое полное несочувствие к ничтожности такого ассигнования. Государственная же Дума, утверждая такое решение, высказала в формуле перехода к очередным делам свое пожелание о том, чтобы Мни. Нар. Просв. выработало к осени 1909 года определенный план деятельности но внешкольному образованию и представило законопроект об отпуске на этот предмет значнтьлыю большей суммы. (Журнал Гос. Думы Д» 123 ххи). Высочайшие утвержденное совещание местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1902 году также высказалось за необходимость и полезность внешкольного образования в деле просвещения народа, и это было признано почти всеми комитетами, обсуждавшими этот вопрос. Видов внешкольного образования очень много, и они довольно разнообразны. К ним относятся: 1) Народные библиотеки и читальни. 2) Народные чтения. 3) Литературные вечера. 4) Гимнастическия упражнения и игры. 5) Педогогические музеи. О) Летния колония и экскурсии. 7) Народные хоры и оркестры. 8) Спорт в различных его видах. 9) Воскресные классы и уроки со взрослыми. ИО) Лекции и беседы на специальные и общия темы. И) Духовные беседы—религиозно-нравственные. 12) Повторительные классы. 13) Дополнительные классы. 14) Народные университеты. Перечисленные виды внешкольного образования, служа вообще делу нравственного и умственного развития народных масс, без всякого сомнения, все оказывают огромную помощь в борьбе с алкоголизмом; но некоторые из них следует признать особенно полезными в этом отношении, так как они являются непосредственным и притом очень сильным и верным сред-средством к подавлению и ослаблению этого зла. К этим видам принадлежать те из них, которые, кроме общого развития, способствуют также разумному провождению рабочим человеком его свободного времени. Рассмотрим же характер и значение таких видов внешкольного образования, в числе которых первое место занимают, бесспорно, библиотеки и читальни. Если в наших | — 546 — селах будут более или менее полные, а главное, толково и с пониманием современных требований и степени умственного развития народа, составленные библиотеки-чиитальнн, и если во главе их будут поставлены лица, умеющия руководить этим делом и преданные ему, — то можно с уверенностью сказать, .что это отвлечет очень многих из наших крестьян от „каменки* и выпивки с товарищами; книга займет часть его досуга, и положит тот след в душе, который побудит его остаться дома и провести время в осмысленной беседе с близкими и знакомыми. Паш русский крестьянин любить „умную" книжку и „умные* разговоры, и готов за ними провести несколько часов под ряд. Доказательством этого служить успех открываемых земствами библиотек и довольно быстрое развитие этого дела, несмотря на всевозможные и многочисленные стеснения в нем. Так, известно, что существовали большия затруднения ири выписке книг и при открытии библиотек вплоть до 1890 го:ид, когда вышли правила 15-го мая о безплатных народных читальнях; но и эти правила не давали полной свободы в деле распространения библиотекъ^] итал он, и только в 1905 году эта отрасль внешкольного образования освободилась оть своих путь и стеснений. Большим подспорьем народным библиотека м сл у жать, обыкновенно, школьные библиотеки, которыми пользуется вся сельская молодежь и которые составляют самую надежную связь школы с бывшими учениками. При усердном, хорошо подготовленном, сведущем и всестороннее образованном учителе, эти библиотеки могут оказать огромное влияние в деле просвещения народных масс. Но, к сожалению, и таких библиотек у нас очень мало. По сведениям за 1905 год, их было всего только 6.170, из которых 301—ири городских начальных школах, 5.851 — при сельских и 18 — при городских училищах но положению 1872 года. Библиотеки служат для получения книг на дом, но в читальне крестьяне сходятся для прочтения их в обществе многих, или нескольких своих односельчан. Там, обыкновенно, читаются газеты или небольшия брошюры. Такой характер чтений имеет также большое значение. Читальня представляет из себя что то в роде клуба. Тут можно обменяться взглядами, поговорить на злобу дня, услыхать свежую мысли», политическую или общественную новость, — словом, здраво подумать и осмысленно поговорить. Здесь полагается начало развития общественности, расширению умственного кругозора, создание общности и стремление к самоусовершенствованию. Во многих местах читальни имеют большой успех и очень охотно посещаются населением; но, конечно, и это зависит главным образом от личности ея руководителя. Из имеющихся сведений о библиотеках-читальнях некоторых земских губерний, можно указать на следующия губернии: Харьковскую, в которой губернское земское собрание, в последнюю свой сессию, ассигновало, на снабжение и пополнение библиотек в теку- |