— 543 — тельность и стремление к самообразованию и развивают стремление к приобретению книг. Затем, так как устройство и ведение дела в указанных образовательных учреждениях лежит, главным образом, на учащих народных училищ, что требует пополнения и расширения полученных ими познании, то в этих целях, и для ознакомления их с новейшими методическими сочинениями, признается необходимым устройство школьных музеев, которые удовлетворяют этой потребности учащих. С введением же в России народного представительства, вопрос о грамотности населения приобретает особенно важное значение. Призвание народа к участию в законодательной деятельности возлагает на правительство и общество заботу о том, чтобы все дети, остающияся по недостатку мест без школьного образования, и все взрослые неграмотные, имели возможность, помимо школы, приобрести грамотность и развить свое образование настолько, чтобы серьезно относиться к окружающей жизни". Таков взгляд на внешкольное.образование со стороны правительства в настоящее время. Оно, наконец, сознало всю важность и значение этой отрасли народного просвещения, и очень определенно говорит об этом в своем законопроекте, но, вместе с тем, просит на этот предмет, на всю нашу обширную Империю с ея 34 земскими губерниями и 55—неземными, всего только 50.000 рублей. Такое ничтожное ассигнование, ири точном указании в законопроекте важности его назначения, звучит какой то иронией и говорит за то, что здесь далеко расходится слово с делом, обещание с его выполнением. Чтобы точнее определить отношение нашего правительства вообще к делу народного просвещения, можно привести суммы его ассигнований на этот предмет за все время, начиная с учреждения М. Н. П. до последних лет, когда, блогодаря на стоянию законодательных палат, ассигнования эти начали быстро увеличиваться. Прогрессивный рост этих ассигнований шел таким образом:
| — 541 — Сравнивая денежные затраты на школы в главнейших государствах, мы увидим, что в них на каждого жителя приходится в год: В Соединенных Штатах ......5 р. — к. „ Швейцарии............3 „ — „ „ Англии.......... . 3 „ — „ Германии.............2 „ 63 „ Норвегии............1 „ 89 „ „ Швеции.............1 „ 82 „ „ Франции..............1 „ 63 rt „ Австрии..............1 „ 20 „ „ Италии.............— „ 65 ,, „ России только...........— „ 40 „.*) Таким образом, Россия в деле народного образования между приведенными государствами, занимает самое последнее место. Вся наша беда состоит в том, что правительство наше еще не прониклось окончательно мыслию о том, насколько гибельны для нас, для нашей родины темнота, невежество и некультурность огромной части ея населения. Если бы оно сознало ясно, что главный наш врагъ—недостаточность народного просвещения, то нашло бы и деньги на это дело: просвещение народа. Теперь же, пока такого сознания нет, оно, вместо реальной помощи, довольствуется обещаниями и паллиатива^. В силу этого, у нас, и раньше, и в настоящее время, дело народного образования вообще, и внешкольное в частности, поддерживалось исключительно земскими, общественными и частными средствами. Министерство Нар. Просв. не имело даже до последняго времени для .внешкольного образования соответственного кредита, а потому к нему не поступали и ходатайства о пособии на этот предмет ни от земства, ни от городов. Вследствие этого унего не оказалось никаких фактических данных для распределения и такой небольшой суммы, кань 50,000 руб. но отдельным видам внешкольного образования. Комиссия по пародному образованию в Гос. Думе, на рассмотрение которой поступил министерский законопроект, отнеслась к вопросу о внешкольном образовании в высшей степени сочувственно, и высказалась в том смысле, что развитие этого образования должно идти параллельно увеличению числа школ, так как без поддержания и дальнейшого развития знаний, полученных в школе, не может быть никакого успеха в деле образования. Высказавшись в таком смысле, комиссия прежде всего обратила внимание на ничтожность намеченной министерством суммы, и нашла необходимым увеличить ее до 500.000 р. с отнесением ея на общие остатки от кредитов, предусмот- *) Сведения взяты из книги „Сравнительный обзор иностранных законов, регулирующих начальное обозрение^. |