Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 539   >>>

  

— 589 —

природы способностями; если бы оип> был туп и чужд стремления к духовным наслаждениям,--такое положение заключенного в тюрьму человеческого духа было бы не так тяжело. Но в том то и трагизм положения, что народ наш одарен от природы богатейшими способностями; даровитость его признается всеми иностранцами. В силу этой даровитости, он невольно рвется к тому свету, который от него еще так далеко; он ищет знания, красоты, поэзии, гармонии, и, конечно, ничего этого не находит кругом себя. Что же ему тогда остается делать?—То же что делают все, когда не находят для себя естественного, здорового и приятного питания — пользоваться суррогатами; и наш крестьянин питается именно такими суррогатами духовной пищи. Вместо наших чудных произведений изящной литературы—он, при нервом удобном случае, бросается на пустую, бездарную ярморочную книжонку; вместо настоящей живописи, — покупает суздальскую мазню, уродливые картины толкучих рынков: вместо театра, идет в безпутный балаган; вместо мелодичной задушевной своей родной русской песни, слушает и сам поет циничные уличные мотивы и романсы; вместо истинной музыки, наигрывает на плохенькой гармонии трепака или даже что-нибудь еще хуже. Разве все это, вместе взятое, не служить к огрубеюю способной натуры русского человека! Поэтому,, как же можно удивляться тому, что наш народ темен, дик и невежествен; что он пьянствует, и не умеет проводить свой досугъ! Ведь, праздник ему не приносит истинной, здоровой радости и отдыха, потому что у него нет разумных, просветительных удовольствий и занятий. Что же ему делать в свое свободное время?— Читать,—книги нет, и достать ее негде, а о других каких-либо просветительных развлечениях и думать нечего. Идти, но куда же?—Кругом все так обычно, однообразно, пусто и безцветно. Не от кого получить ни одной новой светлой мысли, ни одного нового разумного слова. На душе скучно, и тоже пусто. Вот разве бутылочку распить с приятелем. Это развлечение давно уже известно, и много раз испытано. Выпьешь,—и весело тебе станет. И идет наш рабочий человек к товарищу; выпивают они вместе бутылочку за бутылкой и веселятся вволю по-своему: „поют песни непристойные, орут речи недостойныя", и домой расходятся, чтобы закончить свой разгул самодурством над детьми и женами. И это, снова повторяю, совсем неудивительно. Если мы до сих пор не создали для крестьянина возможности пользоваться разумными удовольствиями, развивающими его духовные и физическия силы, то он сам находит себе другия удововольствия, противоположного характера, убивающия эти силы и заглушающия все, что есть доброго и чистого в душе человека. Кто же будет винить в этом нашего русского рабочого, нашего бедного крестьянина, и кто первый решится бросить в него камнемъ? Нам же—интеллигентной части общества, живущей в больших крупных центрах и пользующейся всеми благами цивилизации,—это тем более, невозможно.

35

— 540 -

Напротив, нам следует обратить самое серьезное внимание на тяжелое положение массы нашего народа и на тот ложный путь, по которому направляется в настоящее время его духовное развитие.

Нам нужно, как можно скорее, придти ему на помощь иг постараться заменить те суррогаты духовной пищи, которыми он до сих нор питался, здоровой натуральной нищей. Всего этого и возможно достигнуть через внешкольное образование, во всех его видах. Значение этого образования в деле духовного просвещения народа, можно 'определить таким образом: во 1-х оно способствует укреплению и сохранению полученных в школе знаний, а во 2-х, служит дальнейшему развитию и самообразованию каждого юноши и взрослого человека.

В борьбе же с алкоголизмом оно, обслуживая эти цели, идет еще дальше, доставляет народу разумные приятные занятия и развлечения, заполняющия его праздничное время и часы досуга, которых так недостает нашей деревне, и которые могут удержать каждого пьющого человека от соблазна выпить в кругу таких же пьющих его товарищей.

В силу этого внешкольное образование и может служить одним из самых сильных, самых верных и самых правильных средств в борьбе с народным невежеством и с проистекающим из него народным пьянством и его последствиями на умственную, нравственную, физическую и экономическую жизнь нашего крестьянина.

Но, к сожалению, у нас до сих нор обращалось очень мало внимания на эту отрасль народного просвещения, отчасти потому, что все ведомства, земства и общества были заняты, главным образом школьным образованием, а отчасти и потому, что этой отрасли образования придавали мало значения. Впрочем некоторые земства кое-что предпринимали для внешкольного образования и вообще довольно охотно шли на встречу потребностям населения в этом направлении, устраивая библиотеки, народные чтения, книжные склады, воскресные уроки и т. д. О такой деятельности земств можно привести сведения за 1904 год (более' поздних неудалось достать), из которых видно, что на дело внешкольного образования в этом году было ими затрачено:

а) На воскресные школы......... 17.782 р.

б) „ повторительные классы......1 (>.576 „

в) „ воскресные и вечерние курсы для ра

бочих ............ 6.499 „

Итого . . 40.857 р.

Кроме того, в деле внешкольного образования принимали участие и сельския общества, расходы которых выразились в том же году такими суммами: